Образовательная програма Северные Россыпи

Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-учебный график
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
6. Литература
Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МОиН РФ
 Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
 Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1983г.)
 Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020г.»
 Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001г.)
 Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014г. №1726-р)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 №1662-р)
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)
 Федеральная целевая программа «Дети России»
 Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
 Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014г. №276 г. Москва «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность». Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014г. Регистрационный №32408
Нормативно-правовые документы Правительства РБ и МОиН РБ
 Закон РБ от 13 декабря 2013г. №240-v «Об образовании в Республике Бурятия»
 Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования, науки и молодежной политики», утвержденная Постановлением
Правительства РБ от 06.02.2013г. №49
 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09.04.2013г. №693 об утверждении Стандарта предоставления
государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детям в республиканских учреждениях дополнительного
образования детей».

Пояснительная записка
Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное творчество. Наши предки любили красоту и умели
ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера
становились редкой драгоценностью. Искусство и красота незаметно существовали рядом с человеком от его рождения до смерти.
Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием
изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В каждом регионе есть свои
народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоциональноположительного отношения к народным мастерам и традициям. Народное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению
радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей.
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к
искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный
образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рациональноинтеллектуальной, волевой сфер человека. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного
развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная
активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию нагляднообразного мышления. Этнокультурный компонент способствует воспитанию у детей патриотических чувств, любви к своей «Малой
Родине», к своему народу, своей семье, к родным и близким, прививает чувство гордости и любви к своему краю.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Багдаки» - модифицированная,
составлена на основе «Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий художественных промыслов» (учебнометодическое пособие, М., «Просвещение», 1992 г.) и скорректирована с учетом учебно-методического пособия «Традиционные промыслы
эвенков Бурятии».
Направленность программы: художественно - эстетическая, использует межпредметные связи: технологии, изобразительного
искусства, культуры народов Севера, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся 5-18 лет
В программе решаются проблемы:
- социальная: занятость детей;
- эстетическая: сохранение художественных традиций народов Севера;
- технологическая: использование технологий изготовленияхудожественных изделий из меха, сукна, бисера, кожи, ткани.
Актуальность программы
В современном декоративно-прикладном искусстве использование народных традиций, возвращение к истокам художественного творчества
разных народов является актуальным, так как утрачивается самобытная культура народов Севера. Программа создана, чтобы способствовать

сохранению и возрождению художественных традиций народов Севера, чтобы донести эти традиции до будущих поколений. Обучающиеся
должны знать культуру, искусство народов, рядом с которыми они проживают. Этому и способствует программа «Северные россыпи».
Новизна: отличает данную дополнительную образовательную программу от существующих программ:
 национальный колорит, применение национально-регионального компонента;
 системный подход к содержанию материала;
 инновационный характер обучения творчеству;
 развитие межпредметных связей в сфере декоративно-прикладного искусства.
Важным принципом, на котором основывается данная программа, является принцип взаимосвязи обучения и развития, то есть программа
строится на основе обучения, которое носит развивающий характер.
Программа основывается на положении о том, что творческое развитие должно пронизывать всю жизнь ребенка, а не ограничиваться только
специальными занятиями.
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Практические работы являются важнейшим элементом общей
трудовой подготовки. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки,
разметке, резании, сшивании изделия и т.д.
При изготовлении изделий из кожи, меха, сукна, бересты, бисера, ткани используются технологии, применяемые народами Севера.
Цель программы:
Формирование художественно-эстетического вкуса у детей посредством ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов
Севера.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на
Севере; дать понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных
ремесел.
2. Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, бересты, кожи и меха, с применением
северного орнамента.
3. Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, работы с тканью, берестой, сукном, мехом.
4. Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.
5. Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.
Развивающие:
1. Развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
2. Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в
технологии.

3. Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.
4. Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.
5. Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.
2. Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
3. Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные
знания, для адаптации в будущей жизни.
Из поставленных целей и задач вытекает педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы, которая
способствует привитию интереса и любви к декоративно-прикладному искусству народов Севера, развивает чувство красоты,
соразмерности, прививает усидчивость, трудолюбие. Содержание знаний в программе построено таким образом, что изучение всех
последующих тем обеспечивается изучением предыдущих. Таким образом, новые знания будут опираться на пройденный учебный
материал. Программа составлена с учетом требований современной педагогики, знания возрастных, психолого-педагогических, физических
и национальных особенностей детей подросткового возраста. Социальная сторона программы – для развития осознанной потребности
участвовать в общественно полезном труде.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от уже существующих программ по декоративно-прикладному творчеству тем, чтонекоторые методики
изготовления изделий разработаны лично автором программы;
Программа носит вариативный характер, и поэтому разделы могут меняться с учетом потребностей и материально-технических
возможностей обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей 11-15 лет (не исключается возможность посещения занятий детьми более раннего или позднего возраста),
соответствует данной возрастной группе, посильна, доступна.
Сроки реализации программы
Данная программа предусматривает 3-годичный курс обучения.
1-й год обучения – 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут;
2 и 3-й годы обучения – по 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут.
В первый год обучения знакомлю детей с историей, с технологией подготовки, пошива, украшения и отделки.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй и третий годы обучения знакомятся с более сложными
технологиями, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда
принципов, которые применяются в оформлении, а также развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности,
настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: исследовательская работа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, посиделки, презентация,
творческая мастерская, ярмарка.

Формы организации занятии:
 Коллективная (используется на всех занятиях);
 Групповая (используется на практических занятиях);
 Индивидуальная (отборка умений и навыков);
 Фронтальная (объяснение темы);
В программе используются следующиеприемы и методы учебно-воспитательного процесса:
 Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций,
изделий народных мастеров.)
 Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, выполнение практических занятий.)
Изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах
деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением
темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где обучающиеся выполняют индивидуальную,
творческую работу.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
К концу первого года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Севера;
- историю возникновения бисера и бисероплетения;
- свойства меха;
- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;
- виды декоративно-прикладного искусства народов Севера;
- способы подготовки бересты к составлению композиции.
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой;
К концу первого года обучения, обучающиеся должны овладеть:
- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;
- обрабатывать изделия косыми стежками;
- рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;
- осваивать технологию плетения из бисера;
- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;

- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;
- закреплять рабочую нитку без узла;
- выполнять свободную вышивку по рисованному контуру;
- обрабатывать и заготавливать бересту;
К концу второго года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- правила безопасной работы с ручными инструментами;
- свойства материалов: сукна, ткани, меха и бисера;
- понятие о композиции в орнаменте;
- способы подготовки бересты к составлению композиции;
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой;
- виды отделки в одежде;
- историю народных промыслов;
- технологическую последовательность изготовления изделий из сукна;
- историю появления бисера и бисероплетения на Севере;
К концу второго года обучения, обучающиеся должны овладеть:
- составлять технологическую карту на изделие;
- подготавливать материалы к работе, подбирать материал по цвету;
- конструировать национальную одежду (в уменьшенном виде);
- изготавливать поделки из сукна, с применением северных мотивов;
- оформлять изделия из сукна национальным орнаментом;
- плести орнамент из бисера по схеме;
- собирать материал на северную тематику, учиться оформлять его в альбом.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- правила техники безопасности, при работе с инструментами;
- особенности художественных традиций народов Севера;
- технологию пошива национальной одежды (в уменьшенном виде);
- специальную терминологию и их значение;
- виды бисерных украшений разных народов;
- виды простейших ручных швов, машинных строчек;
- способы обработки меха, технологию изготовления поделок из меха;
- орнаменты на меховой мозаике народов Севера;
- способы подготовки бересты к составлению композиции;
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны овладеть:

- изготавливать аппликации избересты;
- шить национальную одежду (в уменьшенном виде);
- пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;
- составлять рисунок на северную тематику, изготавливать шаблоны деталей;
- обращаться с мехом, чертить, раскраивать мех, склеивать и пришивать лоскутки меха;
- обрабатывать и заготавливать бересту;
- соединять детали между собой, с подкладкой, использовать прокладочные материалы;
- закреплять навыки плетения орнамента для изделий из бисера;
- оформлять изделия различными способами;
- участвовать в творческих проектах по подготовке праздников по культуре и традициям народов Севера.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
 Начальный контроль (сентябрь);
 Текущий контроль (в течение всего учебного года);
 Промежуточный контроль (январь);
 Итоговый контроль (май).
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающий качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического
собеседования, актуальность работы учащегося на протяжении обучения по программе.
Форма подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, массовые
мероприятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот,
дипломов, сертификатов.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное
отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведение
искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений

№
1
2
3
4
5

Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер

II. Учебный план
I год обучения
Всего часов
2
14
22
26
38

Теория
1
5
7
6
8

Практика
1
9
15
20
30

6
7

№
1
2
3
4
5
6

№
1
2
3
4
5
6

№
занятия
1-2

3-4
5-6

Мех
Лоскутное шитьѐ
Итого:

26
22
150

Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер
Мех
Итого:

II год обучения
Всего часов
1
17
36
69
72
54
249

Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер
Мех
Итого:

III год обучения
Всего часов
1
8
27
63
87
63
249

№
п/п

I
1
2

III. Календарно-учебный график
I год обучения
Название темы, раздела
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
2
1
1
безопасности.
Материаловедение
14
5
9
0сновы материаловедения
2
1
1
Развитие прикладного искусства народного
2
1
1
творчества

6
6
39
Теория
5
6
5
8
6
30

Теория
1
4
6
5
7
5
24

Форма
контроля

20
16
111
Практика
1
12
30
64
64
48
219

Практика
2
8
30
40
38
37
225

план

Дата
факт

Примечание

7-8
9-12
13-15
16
17-20

3
4
5
6
II
1

21-22

2

23-38

3

39-40
41-44
45-64
65-66
67-72
73-82
83-97
98-99
100-103
104-123
124-125
126-129
130-137
138-145

III
1
2
3
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2
3
VI
1
2
3
4

Цветовые сочетания
Композиция
Национальный орнамент
Итоговое занятие
Береста
Свойства,
характеристики,
применение
бересты
Инструменты при работе с берестой.

2
2
4
2
22
4

1
1
1
7
2

1
1
3
2
15
2

2

1

1

Изготовление простейших изделии из
бересты
Чудо кожа – вторая жизнь
Виды кожи
Подбор и подготовка кожи
Сувенирная работа из кожи
Бисер
Бисер и его применение
Национальная вышивка бисером
Таина эвенкийского узора
Сувенирная работа с вышивкой
Мех
Мех, вид, сортность. Сочетание по цвету,
фактуре разных мехов
Основы создания эскиза композиции из меха
Технология изготовления меховых сувениров
Лоскутное шитьѐ
Основы лоскутного шитья
Технология соединения деталей с подкладкой
Шитье прихваток разных форм
Панно «На лугу»

16

4

12

26
2
4
20
32
2
6
10
14
26
2

6
1
1
4
8
1
2
3
2
6
1

20
1
3
16
24
1
4
7
12
20
1

4
20
22
2
4
8
8

1
4
6
1
1
2
2

3
16
16
1
3
6
6

Итого:

150

39

111

№
занятия
1-2

№
п/п

3-5

1

6-8
9-13
14-19
20-26

2
3
4
II
1

27-41

2

42-56

3

57-59
60-69
70-81

III
1
2
3

80-89

4

90-102

5
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2

I

103-112
113-123
124-137
138-149
150-155
156-167

II год обучения
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
1
1
безопасности.
Материаловедение
17
5
12
Традиционные виды ремѐсел народов
2
1
1
Сибири и Дальнего Востока
Понятие об эвенкийском колорите
3
1
2
Декоративные швы
6
1
5
История и виды северных орнаментов
6
2
4
Береста
36
6
30
Способы, время заготовок бересты и
6
2
4
хранение
Аппликация
из
бересты.
Создание
15
2
13
композиции, рисунков, узоров
Плетение простых изделий из бересты.
15
2
13
Подбор материала, заготовка лент
Чудо кожа – вторая жизнь
69
5
64
Декоративная обработка кожи
6
1
5
Плетение. Виды плетения
12
1
11
Технология изготовления аксессуаров из
15
1
14
кожи
Обработки кожи в технике «жмурка»;
15
1
14
«Брошь»; «Брелок для ключа»;
Аппликация из кожи и меха
21
1
20
Бисер
72
8
64
Приемы вышивка бисером
15
2
13
Технология плетения бисером на проволоке
18
2
16
Технология вязание бисером
18
2
16
Национальная вышивка бисером
21
2
19
Мех
54
6
48
Подбор и подготовка меха
9
2
7
Изделия из меха и кожи
9
2
7
Название темы, раздела

Форма
контроля

Дата
план
факт

Примечание

168-173
174-186

№
занятия
1-2

3-5
6
7
12-15
16-23
24-33
52-57
58-63
64-72
73-95
96-107
108-119
120-133
134-139
140-153
154-167
168-183

3
4

№
п/п

I
1
2
3
II
1
2
3
III
1
2
3
4
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2
3

Аппликация из меха и кожи «Одѐ»
Художественный прием – меховая мозаика
Итого:

18
18
249

1
1
30

17
17
219

III год обучения
Название темы, раздела
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
1
2
безопасности.
Материаловедение
8
3
5
Орнамент как источник истории духовной
2
1
2
культуры народов Севера
Цветовое сочетание
3
1
2
Повторение о технике безопасности
3
1
2
Береста
27
4
23
Роспись по бересте
6
1
5
Подготовка бересты к работе
6
1
5
Аппликация из бересты
15
2
13
Чудо кожа – вторая жизнь
63
5
58
Аксессуары из кожи
12
1
11
Заколка для волос
9
1
8
Лоскутная мозаика из кожи
15
1
14
Сувенирная работа
27
2
22
Бисер
87
7
80
Бисерное ткачество
18
2
16
Панно из бисера «Северный олень»
21
2
19
Плетение бисером на станкеэвенкийского
27
2
25
украшения «Дэрбэки»
Сувенирная работа с вышивкой
21
1
20
Мех
63
5
58
Традиционный эвенкийский кумалан
18
2
16
Меховая мозаика
21
1
20
Сувенирная работа
24
2
22
Итого:

249

24

225

Форма
контроля

план

Дата
факт

Примечание

IV. Содержание учебного плана
I года обучения
Тема. Вводное занятие (2ч.)
Теория: Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, еѐ целями, задачами. Инструктаж. Правила и меры
безопасности при пожаре, стихийных бедствиях, при работе с различными инструментами, правила поведения в учебных мастерских.
Практика: Запись в тетради.Просмотр книг, альбомов о видах бисера, ткани, кожи, меха и бересты. Просмотр иллюстраций готовых
изделий из бисера, меха, кожи, ткани и бересты.
I. Материаловедение
Тема 1. Основы материаловедения (2ч.)
Теория: Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, о материалах (драп, сукно, кожа, береста, замша, тесьма, бисер, стеклярус,
мех).
Практика:Запись в тетради.Просмотр книг, альбомов о видах бисера, ткани, кожи, меха и бересты. Просмотр иллюстраций готовых изделий
из бисера, меха, кожи, ткани и бересты.
Тема 2. Развитие прикладного искусства и народного творчества(2ч.)
Теория: Особенности ДПИэвенков Бурятии.
Практика: Просмотр диска «Традиционная эвенкийская одежда: назначение, декор, технология кроя и шитья (методическое пособие).
Тема 3. Цветовые сочетания (2ч.)
Теория: Семь цветов радуги. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составных цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый).
Ахроматические (не цветные) цвета (белый, черный, серый). Цветовой круг. Холодные и теплые цвета.
Практика: Сочетания цветов. Основные правила – оформление цветового решения.
Тема 4. Композиция (2ч.)
Теория: Основное понятие и определение. Основы орнаментальной композиции, фигуры, полосы, треугольники, ромбы, круги,
орнаментальной розетки. Виды и типы композиции.
Практика:Выполнение творческого проекта «Композиция из природного материала».
Тема 5. Национальный орнамент (4ч.)
Теория:Понятие об традиционных видах орнамента. Композиции с геометрическими, растительными орнаментами. Традиционные
орнаментальные композиций, используемые в украшении одежды, сумок, головных уборов и других изделий.
Практика: Зарисовка видов орнамента. Подбор по цвету. Просмотр альбома с орнаментами. Разработка эскиза по одному виду орнамента.
Тема 6. Итоговое занятие (2ч.)
Теория: Обсуждение итогового занятия, анализ работ учащихся. Закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися.
Практика: Демонстрация творческих проектов учащихся.

II. Береста
Тема 1. Свойства, характеристики, применение бересты (4ч.)
Теория: Береста в изделиях мастеров народных художественных промыслов. Технологические разновидности работ с берестой. Требования
к изделиям из бересты.
Практика: Изготовление растительных элементов из бересты (цветы, листья).
Темы 2. Инструменты при работе с берестой (2ч.)
Теория: Подбор инструментов и принадлежностей. Правила работы инструментом.
Практика: Заполнение таблиц по видам инструмента и его назначению; тренировочные упражнения по отработке приемов работы с
инструментом.
Темы 3. Изготовление простейших изделии из бересты (16ч.)
Теория:Подборка бересты разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем.
Практика: Творческая работа на произвольную тему с элементами фантазии. Плетение, аппликация, бусы. Оформление изделия.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Темы 1. Виды кожи (2ч.)
Теория: Натуральная кожа. Виды кож по назначению. Виды кож по типу используемого сырья.
Практика: Работа с текстами; сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож.
Темы 2. Подбор и подготовка кожи (4ч.)
Теория: Как подготовить кожу для поделок. Подбор инструментов и принадлежность.
Практика:Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде.
Тема 3. Сувенирная работа из кожи (20ч.)
Теория: Разработка эскиза. Подбор кожи.
Практика: Изготовление сувениров из кожи. Выполнение простого цветка. Брелок для ключа. Выполнение панно «Вальс цветов», «Морское
дно».
IV. Бисер
Тема 1. Бисер и его применение (2ч.)
Теория: Исторические сведения о бисере. Виды бисера. Применение бисера в прикладном искусстве. Инструменты и приспособления при
работе с бисером.
Практика: Подбор бисера по цветовой гамме.
Тема 2. Национальная вышивка бисером (6ч.)
Теория: Материалы и приспособления, используемые в вышивке (бисер, нитки и игла). Особенности цветовых сочетаний, техники и
орнамента.
Практика: Зарисовка узоров вышивки в эвенкийском, бурятском, русском стиле.Вышивка на тканных материалах, кожи, ровдуги.
Тема 3. Тайна эвенкийского узора (10ч.)
Теория: Основные орнаментальные мотивы в традиционных эвенкийских изделиях.

Практика: Вышивание подвески «Солнышко»
Тема 4. Сувенирная работа с вышивкой бисером (20ч.)
Теория: Технология изготовления сувенирных изделий (кошельки, нагрудные украшения, панно) на основе варьирования традиционных
орнаментов различных техник вышивания с учетом местного народного промысла.
Практика: Разработка эскиза. Подбор узора, орнамента, бисера по цветовой гамме. Самостоятельная работа
V. Мех
Тема 1. Мех, вид, сортность. Сочетание по цвету, фактуре разных мехов (2ч.)
Теория: Первичная обработка меха, кожи, подготовка к работе. Искусство художественной обработки меха. Подбор меха по цвету,
классификация меха (с длинным, коротким ворсом; с толстой, тонкой мездрой). Топография шкуры.
Практика: Правила технике безопасности в работе с ножом-резаком, ножницами. Раскрой меха для работы. Подбор меха по ворсу.
Выполнение меховой аппликации.
Тема 2. Основы создания эскиза композиции из меха (4ч.)
Теория: Жанр, композиция.
Практика: Принцип выполнения композиции на бумаге и перенос рисунка на ткань. Разработка эскиза и изготовление панно из меха «Друг
ты мой олень»
Тема 3. Технология изготовления меховых сувениров (20ч.)
Теория:Принцип построения и технология выполнения меховой композиции. Разработка орнаментальных композиций и форм, связанных с
национальными особенностями. Единство композиционного и цветового решения. Создание художественного образа.
Практика:Выполнение технологического рисунка. Изготовление шаблонов, деталей, элементов рисунка. Техника перевода эскиза на ткань.
Увеличение и уменьшение масштаба рисунка.Разработка эскизов, шаблонов. Подбор материала. Самостоятельная работа. Выкройка деталей,
соединение деталей.
VI. Лоскутное шитье
Тема 1. Основы лоскутного шитья (2ч.)
Теория:Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры,
ленты, кружева, тюль и т.д.
Практика:Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, подбор по цвету, фактуре и рисунку)
Тема 2. Технология соединения деталей с подкладкой (4ч.)
Теория:Инструменты, приспособление, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.
Практика:Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник). Изготовление декоративной
салфетки в технике лоскутной пластики.
Тема 3. Шитье прихваток разных форм (8ч.)
Теория:Технологические приемы выполнения аппликации из различных материалов. Особенности обработки края рисунка. правила
сочетания аппликации с вышивкой.
Практика:Составление эскиза, раскрой и перевод рисунка.Особенности окончательной отделки изделии из разных тканей.

Тема 4. Панно «На лугу» (8ч.)
Теория:Построение чертежа или рисунка панно в альбоме. Экономическая раскладка на ткани.
Практика:Выполнение эскиза.Изготовление лекал.Оформление изделия.
Содержание учебного плана
II года обучения
Тема. Вводное занятие (1ч.)
Теория:Введение в дисциплину. Ознакомление с техникой безопасности.
Практика:Запись данных об учащихся.
1. Материаловедение
Тема 1. Традиционные виды ремѐсел народов Сибири и Дальнего Востока (2ч.)
Теория:Виды ремѐсел. Краткая характеристика ремѐсел.
Практика:Просмотр книг, дисков, фотоальбомов, образцов изделий.
Тема 2. Понятие об эвенкийском колорите (3ч.)
Теория:Принципы комбинирования цветов. Основные цвета, используемые в эвенкийской вышивке.
Практика:Составление узоров с сочетанием цветов.
Тема 3. Декоративные швы (6ч.)
Теория:Простые виды декоративных швов и ручные швы. Сложные виды декоративных и ручных рабочих швов. Повторение основ
орнаментальной композиции: понятие о композиции; основные виды орнаментов; цветовое сочетание в орнаменте из меха и бисера.
Практика:Вышивка нитками по ткани
Тема 4. История и виды северных орнаментов (6ч.)
Теория:История и значение символики Северных орнаментов.
Практика:Разработка орнаментальных композиций в элементах одежды. Последовательное выполнение композиции на бумаге и перенос
рисунка на ткань, и выполнение образцов изделий.
II. Береста
Тема 1. Способы, время заготовок бересты и хранение (6ч.)
Теория:Технология заготовки бересты
Практика:Заготовка бересты. Подготовка к хранению: сворачивание в рулоны, укладывание под пресс.
Тема 2. Аппликация из бересты. Создание композиции, рисунков, узоров (15ч.)
Теория:Беседа о красоте, своеобразии, неповторимости созданного природой рисунка, цвета.
Практика:Подборка бересты, разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем.
Изготовление аппликации «Осенний букет». Анализ выполненных работ
Тема 3. Плетение простых изделий из бересты. Подбор материала, заготовка лент (15ч.)
Теория: Подбор бересты для изделия. Лицевая, изнаночная стороны бересты. Учѐт направления волокон (чечевичек).

Практика:Подготовка лычек. Шахматная первооснова любого плетѐного изделия - полотно. Оформление края: загиб по прямой и
диагонали.Приѐмы снятия бересты лентами, листами.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Тема 1. Декоративная обработка кожи (6ч.)
Теория:Подбор инструментов.Подготовка старой кожи для поделок.
Практика:Соединение кожи ручными швами. Горячее тонирование, украшение способом выжигания различных форм.
Тема 2. Плетение. Виды плетения (12ч.)
Теория:Знакомство с техникой плетения. Виды плетения. Материалы для различных видов плетения. Применение элементов плетения в
костюмах разных народностей.
Практика:Графическое изображение видов плетения ремешков; тренировочное упражнение и изготовление образцов. Плетение плотное.
Плетение «шахматка», «такси». Плетение объемное. Плетение из 3-4-5 полос. Плетение круговое. Плетение «фенечки»
Тема 3. Технология изготовления аксессуаров из кожи (15ч.)
Теория:Виды аксессуаров и их назначение. Технология изготовления аксессуаров.
Практика:Творческое оформление эскизов и рисунков; Изготовление аксессуаров по индивидуальным эскизам. Творческое представление
работ. Кошелечек на шею, косметички-сумочки, блокнот, брелок для ключей, ручки и закладки для книг.
Тема 4. Обработки кожи в технике «жмурка»; «Брошь»; «Брелок для ключа» (15ч.)
Теория:Применение «жмурки» в изделиях из кожи. Способы выполнения приѐма «жмурка». Технология выполнения «жмурки».
Практика:Подбор материалов. Изготовление шаблонов. Выполнение «жмурки» на стекле с помощью пинцета.
Тема 5. Аппликация из кожи и меха (21ч.)
Теория:Виды аппликации из кожи. Накладная аппликация. Вырезная аппликация. Сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим
декором. Стилизованный растительный орнамент.
Практика:Выполнение эскизов и рисунков; разработка эскизов небольших работ с использованием аппликации; изготовление аксессуаров с
использованием аппликации. Выполнение работы: сумочки, брелоки, заколки для волос.
IV. Бисер
Тема 1. Приемы вышивки бисером (15ч.)
Теория:Исторические сведения о бисере. Виды бисера. Применение бисера в прикладном искусстве. Инструменты и приспособления при
работе с бисером.
Практика:Подбор бисера по цветовой гамме. Вышивание простых узоров и орнаментов.
Тема 2. Технология плетения бисером на проволоке (18ч.)
Теория: Технология изготовления изделий на проволочной основе. Порядок выполнения работы. Цветовое сочетание.
Практика:Изготовление цветов из бисера. Изготовление анималистических украшений из бисера
Тема 3. Техника низания бисером (18ч.)
Теория:Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Виды цепочек из бисера.
Практика:Технология плетения цепочек на одной игле, двумя иглами. Освоение техники плетения одной иглой.

Изготовление простой цепочки, цепочки с бугорками. Низание простой плотной многорядной цепочки.
Тема 4. Национальная вышивка бисером (21ч.)
Теория: Виды композиционного расположения вышивки. Орнаментальные мотивы вышивки у народов Севера.
Практика:Зарисовка узоров вышивки. Вышивка нитками по ткани.
V. Мех
Тема 1. Подбор и подготовка меха (9ч.)
Теория:Искусство художественной обработки меха.
Практика:Подбор меха по цвету, классификация меха (с длинным, коротким мехом; с толстой, тонкой мездрой). Правила техники
безопасности в работе с ножом- резаком, ножницами. Раскрой
Тема 2. Изделия из меха и кожи (9ч.)
Теория:Понятия о сочетаемости материалов. Изделия, выполненные на основе подборе меха одного цвета. Меха контрастных тонов.
Сочетаемость кожи и меха.
Практика:Назначение отделочных материалов (кожа, сукно, бисер), их сочетаемость между собой и основным материалом (мехом).
Выполнение швов на мехе. Демонстрация изделий, показ фотографий, альбомов. Зарисовка образцов национальных изделий из меха и кожи
с художественной отделкой. Изготовление сувениров из меха и кожи.
Тема 3. Аппликация из меха и кожи «Одѐ»(18ч.)
Теория:Сочетаемость кожи и меха. Понятия о сочетаемости материалов.
Практика:Составление эскиза, шаблона аппликации «Оде». Раскрой меховых деталей и сборка. Декоративное украшение аппликации.
Тема 4. Художественный прием – меховая мозаика (18ч.)
Теория:Выбор изделия для выполнения. Обсуждение цветовой гаммы, масштаб
Практика:Разработка эскиза. Перевод рисунка, эскиза. Выполнение творческого проекта. Оформление готового изделия.
Содержание учебного плана
III года обучения
Тема. Вводное занятие (1ч.)
Теория:Введение в дисциплину. Ознакомление с техникой безопасности.
Практика:Запись данных об учащихся.
1. Материаловедение
Тема 1. Орнамент как источник истории духовной культуры народов Севера(2ч.)
Теория:Сравнительные названия орнамента. Известные эвенкийские орнаменты.
Практика:Зарисовка орнаментов и подпись их названий.
Тема 2. Цветовые сочетания (3ч.)
Теория:Семь цветов радуги. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составных цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый).
Ахроматические (не цветные) цвета (белый, черный, серый).

Практика:Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Сочетания цветов.
Тема 3. Повторение о технике безопасности (3ч.)
Теория:Инструктаж. Правила и меры безопасности при пожаре, стихийных бедствиях, при работе с различными инструментами, правила
поведения в учебных мастерских.
Практика:Запись в тетради.
II. Береста
Тема 1. Роспись по бересте (6ч.)
Теория:Беседа: «История росписи по бересте». Гуашь, кисти. Техника и приѐмы росписи.
Практика:Демонстрация образцов, иллюстраций, фотографий. Изготовление рожка из бересты. Декоративная отделка рожка – роспись.
Тема 2. Подготовка бересты к работе (6ч.)
Теория:Приѐмы заготовки бересты. Способы хранения. Беседа о бережном отношении к природе.Значение берѐз, их красота. Бережное
отношение к природе.
Практика:Поход в ближайший лес с целью показать способы заготовки бересты. Приѐмы снятия бересты лентами, листами. Подготовка к
хранению: сворачивание в рулоны, укладывание под пресс. Очистить пласт бересты, расслоить.
Тема 3. Аппликация из бересты (15ч.)
Теория:Беседа о красоте, своеобразии, неповторимости созданного природой рисунка, цвета.
Практика:Подборка бересты, разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем. Изготовление
аппликации «Осенний букет». Изготовление цветов из бересты.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Тема 1. Аксессуары из кожи (12ч.)
Теория:Технология выполнения аксессуаров из кожи по индивидуальным эскизам.
Практика:Изготовление образцов. Изготовление выкроек и трафаретов. «Браслет», «Брошь».
Тема 2. Заколка для волос (9ч.)
Теория:Изготовление выкроек и трафаретов.
Практика:Разработка эскиза, подбор материала, самостоятельная работа
Тема 3. Лоскутная мозаика из кожи (15ч.)
Теория:Знакомство с лоскутной мозаикой. Технология выполнения мозаики из различных видов кожи.
Практика:Изготовление эскиза. Выполнение мозаики по замыслу. «Мозаичный узор», «Красивая открытка из кожи».
Тема 4. Сувенирная работа (27ч.)
Теория: Технология изготовления сувенирных изделий с использованием мозаики, аппликации, декоративных швов.
Практика:Подготовка эскизов, шаблонов.Самостоятельная работа по изготовлению сувениров из кожи.

IV. Бисер
Тема 1. Бисерное ткачество (18ч.)
Теория:Правила техники безопасности.Просмотр литературы о ткачестве бисером. Цветовые сочетания.
Практика:Плетение простых и сложных орнаментов на станке.
Тема 2. Панно из бисера «Северный олень» (21ч.)
Теория:Подбор рисунка. Подбор бисера по цвету. Цветовое сочетание.
Практика:Разработка шаблона. Практическая работа.
Тема 3. Плетение бисером на станке эвенкийского украшения «Дэрбэки»(27ч.)
Теория: Разработка эскиза. Подбор бисера по цветовой гамме. Назначение украшения.
Практика:Зарисовка орнамента в тетради. Плетение на станке.
Тема 4. Сувенирная работа с вышивкой (21ч.)
Теория:Технология изготовления сувенирных изделий на основе варьирования орнаментов и различных техник вышивания.
Практика:Раскрой изделия, перевод рисунка на ткань. Оформление изделия (пришивание подкладки, шнурка, кисточек, узора).
V. Мех
Тема 1. Традиционный эвенкийский кумалан(18ч.)
Теория:Понятие о композиции, основные виды орнамента, цветовое сочетание
Практика: Разработка эскиза, нарезание меха, соединение деталей, опушение.
Тема 2. Меховая мозаика (21ч.)
Теория:Выбор изделия для выполнения. Обсуждение цветовой гаммы, масштаб.
Практика:Разработка эскиза, выполнение трафарета, оформление готового изделия.
Тема 3. Сувенирная работа (24ч.)
Теория: Принцип построения и технология выполнения меховой композиции.Отделочные работы для изготовления сувенирных изделий.
Практика:Разработка орнаментальных композиций и форм, связанных с национальными особенностями.Составление эскиза; подбор
материала, выполнение сувенирных изделий с использованием декорирования элементами эвенкийского орнамента (шкатулки, сумочки).
V. Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства.
Материально-техническое обеспечение:
Швейные машинки, гладильная доска, утюг, оверлог, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, телевизор,
видеомагнитофон, станок для плетения из бисера
Инструменты для занятий в кружке:
Ножницы, иглы разного размера, иглы бисерные, для кожи, нож перочинный, нож-резак, шило, наперстки, линейка, кисти.
Материалы для занятий в кружке:

Лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона, а также картон, бумага, проволока, бисер, стеклярус, бусы, бусины,
пайетки, стразы, нитки швейные, цветные карандаши, клей ПВА, клей «Момент», береста. Для занятий дети должны иметь альбом для
чертежей выкроек, для зарисовки и разработки новых моделей, тетрадь для записей технологической последовательности изготовления
игрушек.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных
переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим
собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу.
Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня
самооценки ребенка.

Список литературы для педагога
1. Традиционные промыслы и ремѐсла народов России: Учебное пособие. – СПб «Дрофа», Санкт- Петербург, 2004.
2. Традиционные промыслы эвенков Бурятии: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство «Тайны Бурятии», 2005.
3. Т.Б. Митлянская Сельскому учителю о художественных народных ремѐслах Сибири и Дальнего Востока. – М: Просвещение, 1983.
4. М.Бобита Рукоделие (Умелые руки) Харьков «Фолио», «Единорог» 1997.
5. Е.Н. Казанкина. Бижутерия и фенечки из кожи. –М.: Издательский Дом МСП, 2006
6. И. Луковски. Изделия из кожи
7. М. Ляукина. Бисер (Основы художественного ремесла). М:Аст-пресс,2000.
8. Т.М. Митлянская. Радуга красок сонкана – Красноярск: Сибирские промыслы. 2005.
9. Сувениры из кожи. БАО- ПРЕСС Москва. 2006.
10. Т.М. Сафьянникова. Орнаменты и украшения эвенков. Издательский дом «Сибирские промыслы», 2007
11. Ж.Ц.Старцуева. Бисерное украшение на уроках технологии. Учебно-тематическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2007
12. В.Д. Бабуева. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан- Удэ, 2004
13. В.В.Финягин, Изделия из бересты.АСТ"Астрель", М., 2003 г.
14. Т. Локрина. «Композиции с берестой»,- М.: Изд. Дом «Ниола 21-й век», 2005г. – («Школа флористики»).
15. Ж.Ц. Старцуева, С.Ц. Банзаракцаева «Методические основы обучения школьников рукоделиям бурятских мастериц» Улан-Удэ «Бэлиг»
2012г.
16. Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство». М.: «Просвещение» 1984г.
Список литературы для детей
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г, 182с.
2. Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам» - М., 1998г, 318с.
3. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г, 204с.
4. Еременко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г, 305с.
5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» - М., 1990 г, 176с.
6. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г, 198с.
7. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М., 1990 г, 217с.
8. Ращупкина С.Ю. «Лоскутноешитье и аппликация». АСТ-Пресс,2011г, 179с.
9. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. «Что можно сделать из природного материала». М.: «Просвещение», 1991г.
10. Г. Федотов. «Лесная пластика». Основы художественного ремесла. М.: «Аст-пресс» 2000г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».