Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-учебный график
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
6. Литература
Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МОиН РФ
Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1983г.)
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020г.»
Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001г.)
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008 №1662-р)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)
Федеральная целевая программа «Дети России»
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014г. №276 г. Москва «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность». Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014г. Регистрационный №32408
Нормативно-правовые документы Правительства РБ и МОиН РБ
Закон РБ от 13 декабря 2013г. №240-v «Об образовании в Республике Бурятия»
Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования, науки и молодежной политики», утвержденная Постановлением
Правительства РБ от 06.02.2013г. №49
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09.04.2013г. №693 об утверждении Стандарта предоставления
государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детям в республиканских учреждениях дополнительного
образования детей».
Пояснительная записка
Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное творчество. Наши предки любили красоту и умели
ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера
становились редкой драгоценностью. Искусство и красота незаметно существовали рядом с человеком от его рождения до смерти.
Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием
изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В каждом регионе есть свои
народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоциональноположительного отношения к народным мастерам и традициям. Народное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению
радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей.
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к
искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный
образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рациональноинтеллектуальной, волевой сфер человека. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного
развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная
активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию нагляднообразного мышления. Этнокультурный компонент способствует воспитанию у детей патриотических чувств, любви к своей «Малой
Родине», к своему народу, своей семье, к родным и близким, прививает чувство гордости и любви к своему краю.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Багдаки» - модифицированная,
составлена на основе «Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий художественных промыслов» (учебнометодическое пособие, М., «Просвещение», 1992 г.) и скорректирована с учетом учебно-методического пособия «Традиционные промыслы
эвенков Бурятии».
Направленность программы: художественно - эстетическая, использует межпредметные связи: технологии, изобразительного
искусства, культуры народов Севера, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся 5-18 лет
В программе решаются проблемы:
- социальная: занятость детей;
- эстетическая: сохранение художественных традиций народов Севера;
- технологическая: использование технологий изготовленияхудожественных изделий из меха, сукна, бисера, кожи, ткани.
Актуальность программы
В современном декоративно-прикладном искусстве использование народных традиций, возвращение к истокам художественного творчества
разных народов является актуальным, так как утрачивается самобытная культура народов Севера. Программа создана, чтобы способствовать
сохранению и возрождению художественных традиций народов Севера, чтобы донести эти традиции до будущих поколений. Обучающиеся
должны знать культуру, искусство народов, рядом с которыми они проживают. Этому и способствует программа «Северные россыпи».
Новизна: отличает данную дополнительную образовательную программу от существующих программ:
национальный колорит, применение национально-регионального компонента;
системный подход к содержанию материала;
инновационный характер обучения творчеству;
развитие межпредметных связей в сфере декоративно-прикладного искусства.
Важным принципом, на котором основывается данная программа, является принцип взаимосвязи обучения и развития, то есть программа
строится на основе обучения, которое носит развивающий характер.
Программа основывается на положении о том, что творческое развитие должно пронизывать всю жизнь ребенка, а не ограничиваться только
специальными занятиями.
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Практические работы являются важнейшим элементом общей
трудовой подготовки. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки,
разметке, резании, сшивании изделия и т.д.
При изготовлении изделий из кожи, меха, сукна, бересты, бисера, ткани используются технологии, применяемые народами Севера.
Цель программы:
Формирование художественно-эстетического вкуса у детей посредством ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов
Севера.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на
Севере; дать понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных
ремесел.
2. Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, бересты, кожи и меха, с применением
северного орнамента.
3. Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, работы с тканью, берестой, сукном, мехом.
4. Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.
5. Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.
Развивающие:
1. Развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
2. Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в
технологии.
3. Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.
4. Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.
5. Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.
2. Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
3. Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные
знания, для адаптации в будущей жизни.
Из поставленных целей и задач вытекает педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы, которая
способствует привитию интереса и любви к декоративно-прикладному искусству народов Севера, развивает чувство красоты,
соразмерности, прививает усидчивость, трудолюбие. Содержание знаний в программе построено таким образом, что изучение всех
последующих тем обеспечивается изучением предыдущих. Таким образом, новые знания будут опираться на пройденный учебный
материал. Программа составлена с учетом требований современной педагогики, знания возрастных, психолого-педагогических, физических
и национальных особенностей детей подросткового возраста. Социальная сторона программы – для развития осознанной потребности
участвовать в общественно полезном труде.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от уже существующих программ по декоративно-прикладному творчеству тем, чтонекоторые методики
изготовления изделий разработаны лично автором программы;
Программа носит вариативный характер, и поэтому разделы могут меняться с учетом потребностей и материально-технических
возможностей обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
Программа рассчитана на детей 11-15 лет (не исключается возможность посещения занятий детьми более раннего или позднего возраста),
соответствует данной возрастной группе, посильна, доступна.
Сроки реализации программы
Данная программа предусматривает 3-годичный курс обучения.
1-й год обучения – 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут;
2 и 3-й годы обучения – по 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут.
В первый год обучения знакомлю детей с историей, с технологией подготовки, пошива, украшения и отделки.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй и третий годы обучения знакомятся с более сложными
технологиями, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда
принципов, которые применяются в оформлении, а также развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности,
настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: исследовательская работа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, посиделки, презентация,
творческая мастерская, ярмарка.
Формы организации занятии:
Коллективная (используется на всех занятиях);
Групповая (используется на практических занятиях);
Индивидуальная (отборка умений и навыков);
Фронтальная (объяснение темы);
В программе используются следующиеприемы и методы учебно-воспитательного процесса:
Объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций,
изделий народных мастеров.)
Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, выполнение практических занятий.)
Изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах
деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Теоретическая часть даѐтся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением
темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где обучающиеся выполняют индивидуальную,
творческую работу.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
К концу первого года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Севера;
- историю возникновения бисера и бисероплетения;
- свойства меха;
- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;
- виды декоративно-прикладного искусства народов Севера;
- способы подготовки бересты к составлению композиции.
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой;
К концу первого года обучения, обучающиеся должны овладеть:
- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;
- обрабатывать изделия косыми стежками;
- рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;
- осваивать технологию плетения из бисера;
- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;
- закреплять рабочую нитку без узла;
- выполнять свободную вышивку по рисованному контуру;
- обрабатывать и заготавливать бересту;
К концу второго года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- правила безопасной работы с ручными инструментами;
- свойства материалов: сукна, ткани, меха и бисера;
- понятие о композиции в орнаменте;
- способы подготовки бересты к составлению композиции;
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой;
- виды отделки в одежде;
- историю народных промыслов;
- технологическую последовательность изготовления изделий из сукна;
- историю появления бисера и бисероплетения на Севере;
К концу второго года обучения, обучающиеся должны овладеть:
- составлять технологическую карту на изделие;
- подготавливать материалы к работе, подбирать материал по цвету;
- конструировать национальную одежду (в уменьшенном виде);
- изготавливать поделки из сукна, с применением северных мотивов;
- оформлять изделия из сукна национальным орнаментом;
- плести орнамент из бисера по схеме;
- собирать материал на северную тематику, учиться оформлять его в альбом.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
- правила техники безопасности, при работе с инструментами;
- особенности художественных традиций народов Севера;
- технологию пошива национальной одежды (в уменьшенном виде);
- специальную терминологию и их значение;
- виды бисерных украшений разных народов;
- виды простейших ручных швов, машинных строчек;
- способы обработки меха, технологию изготовления поделок из меха;
- орнаменты на меховой мозаике народов Севера;
- способы подготовки бересты к составлению композиции;
-знать основные термины и понятия, используемые при работе с берестой.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны овладеть:
- изготавливать аппликации избересты;
- шить национальную одежду (в уменьшенном виде);
- пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;
- составлять рисунок на северную тематику, изготавливать шаблоны деталей;
- обращаться с мехом, чертить, раскраивать мех, склеивать и пришивать лоскутки меха;
- обрабатывать и заготавливать бересту;
- соединять детали между собой, с подкладкой, использовать прокладочные материалы;
- закреплять навыки плетения орнамента для изделий из бисера;
- оформлять изделия различными способами;
- участвовать в творческих проектах по подготовке праздников по культуре и традициям народов Севера.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
Начальный контроль (сентябрь);
Текущий контроль (в течение всего учебного года);
Промежуточный контроль (январь);
Итоговый контроль (май).
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающий качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического
собеседования, актуальность работы учащегося на протяжении обучения по программе.
Форма подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, массовые
мероприятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот,
дипломов, сертификатов.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка, положительное
отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведение
искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений
№
1
2
3
4
5
Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер
II. Учебный план
I год обучения
Всего часов
2
14
22
26
38
Теория
1
5
7
6
8
Практика
1
9
15
20
30
6
7
№
1
2
3
4
5
6
№
1
2
3
4
5
6
№
занятия
1-2
3-4
5-6
Мех
Лоскутное шитьѐ
Итого:
26
22
150
Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер
Мех
Итого:
II год обучения
Всего часов
1
17
36
69
72
54
249
Разделы
Вводное занятие
Материаловедение
Береста
Чудо кожа – вторая жизнь
Бисер
Мех
Итого:
III год обучения
Всего часов
1
8
27
63
87
63
249
№
п/п
I
1
2
III. Календарно-учебный график
I год обучения
Название темы, раздела
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
2
1
1
безопасности.
Материаловедение
14
5
9
0сновы материаловедения
2
1
1
Развитие прикладного искусства народного
2
1
1
творчества
6
6
39
Теория
5
6
5
8
6
30
Теория
1
4
6
5
7
5
24
Форма
контроля
20
16
111
Практика
1
12
30
64
64
48
219
Практика
2
8
30
40
38
37
225
план
Дата
факт
Примечание
7-8
9-12
13-15
16
17-20
3
4
5
6
II
1
21-22
2
23-38
3
39-40
41-44
45-64
65-66
67-72
73-82
83-97
98-99
100-103
104-123
124-125
126-129
130-137
138-145
III
1
2
3
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2
3
VI
1
2
3
4
Цветовые сочетания
Композиция
Национальный орнамент
Итоговое занятие
Береста
Свойства,
характеристики,
применение
бересты
Инструменты при работе с берестой.
2
2
4
2
22
4
1
1
1
7
2
1
1
3
2
15
2
2
1
1
Изготовление простейших изделии из
бересты
Чудо кожа – вторая жизнь
Виды кожи
Подбор и подготовка кожи
Сувенирная работа из кожи
Бисер
Бисер и его применение
Национальная вышивка бисером
Таина эвенкийского узора
Сувенирная работа с вышивкой
Мех
Мех, вид, сортность. Сочетание по цвету,
фактуре разных мехов
Основы создания эскиза композиции из меха
Технология изготовления меховых сувениров
Лоскутное шитьѐ
Основы лоскутного шитья
Технология соединения деталей с подкладкой
Шитье прихваток разных форм
Панно «На лугу»
16
4
12
26
2
4
20
32
2
6
10
14
26
2
6
1
1
4
8
1
2
3
2
6
1
20
1
3
16
24
1
4
7
12
20
1
4
20
22
2
4
8
8
1
4
6
1
1
2
2
3
16
16
1
3
6
6
Итого:
150
39
111
№
занятия
1-2
№
п/п
3-5
1
6-8
9-13
14-19
20-26
2
3
4
II
1
27-41
2
42-56
3
57-59
60-69
70-81
III
1
2
3
80-89
4
90-102
5
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2
I
103-112
113-123
124-137
138-149
150-155
156-167
II год обучения
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
1
1
безопасности.
Материаловедение
17
5
12
Традиционные виды ремѐсел народов
2
1
1
Сибири и Дальнего Востока
Понятие об эвенкийском колорите
3
1
2
Декоративные швы
6
1
5
История и виды северных орнаментов
6
2
4
Береста
36
6
30
Способы, время заготовок бересты и
6
2
4
хранение
Аппликация
из
бересты.
Создание
15
2
13
композиции, рисунков, узоров
Плетение простых изделий из бересты.
15
2
13
Подбор материала, заготовка лент
Чудо кожа – вторая жизнь
69
5
64
Декоративная обработка кожи
6
1
5
Плетение. Виды плетения
12
1
11
Технология изготовления аксессуаров из
15
1
14
кожи
Обработки кожи в технике «жмурка»;
15
1
14
«Брошь»; «Брелок для ключа»;
Аппликация из кожи и меха
21
1
20
Бисер
72
8
64
Приемы вышивка бисером
15
2
13
Технология плетения бисером на проволоке
18
2
16
Технология вязание бисером
18
2
16
Национальная вышивка бисером
21
2
19
Мех
54
6
48
Подбор и подготовка меха
9
2
7
Изделия из меха и кожи
9
2
7
Название темы, раздела
Форма
контроля
Дата
план
факт
Примечание
168-173
174-186
№
занятия
1-2
3-5
6
7
12-15
16-23
24-33
52-57
58-63
64-72
73-95
96-107
108-119
120-133
134-139
140-153
154-167
168-183
3
4
№
п/п
I
1
2
3
II
1
2
3
III
1
2
3
4
IV
1.
2.
3.
4.
V.
1
2
3
Аппликация из меха и кожи «Одѐ»
Художественный прием – меховая мозаика
Итого:
18
18
249
1
1
30
17
17
219
III год обучения
Название темы, раздела
Всего
В том числе
часов Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по технике
1
2
безопасности.
Материаловедение
8
3
5
Орнамент как источник истории духовной
2
1
2
культуры народов Севера
Цветовое сочетание
3
1
2
Повторение о технике безопасности
3
1
2
Береста
27
4
23
Роспись по бересте
6
1
5
Подготовка бересты к работе
6
1
5
Аппликация из бересты
15
2
13
Чудо кожа – вторая жизнь
63
5
58
Аксессуары из кожи
12
1
11
Заколка для волос
9
1
8
Лоскутная мозаика из кожи
15
1
14
Сувенирная работа
27
2
22
Бисер
87
7
80
Бисерное ткачество
18
2
16
Панно из бисера «Северный олень»
21
2
19
Плетение бисером на станкеэвенкийского
27
2
25
украшения «Дэрбэки»
Сувенирная работа с вышивкой
21
1
20
Мех
63
5
58
Традиционный эвенкийский кумалан
18
2
16
Меховая мозаика
21
1
20
Сувенирная работа
24
2
22
Итого:
249
24
225
Форма
контроля
план
Дата
факт
Примечание
IV. Содержание учебного плана
I года обучения
Тема. Вводное занятие (2ч.)
Теория: Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, еѐ целями, задачами. Инструктаж. Правила и меры
безопасности при пожаре, стихийных бедствиях, при работе с различными инструментами, правила поведения в учебных мастерских.
Практика: Запись в тетради.Просмотр книг, альбомов о видах бисера, ткани, кожи, меха и бересты. Просмотр иллюстраций готовых
изделий из бисера, меха, кожи, ткани и бересты.
I. Материаловедение
Тема 1. Основы материаловедения (2ч.)
Теория: Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, о материалах (драп, сукно, кожа, береста, замша, тесьма, бисер, стеклярус,
мех).
Практика:Запись в тетради.Просмотр книг, альбомов о видах бисера, ткани, кожи, меха и бересты. Просмотр иллюстраций готовых изделий
из бисера, меха, кожи, ткани и бересты.
Тема 2. Развитие прикладного искусства и народного творчества(2ч.)
Теория: Особенности ДПИэвенков Бурятии.
Практика: Просмотр диска «Традиционная эвенкийская одежда: назначение, декор, технология кроя и шитья (методическое пособие).
Тема 3. Цветовые сочетания (2ч.)
Теория: Семь цветов радуги. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составных цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый).
Ахроматические (не цветные) цвета (белый, черный, серый). Цветовой круг. Холодные и теплые цвета.
Практика: Сочетания цветов. Основные правила – оформление цветового решения.
Тема 4. Композиция (2ч.)
Теория: Основное понятие и определение. Основы орнаментальной композиции, фигуры, полосы, треугольники, ромбы, круги,
орнаментальной розетки. Виды и типы композиции.
Практика:Выполнение творческого проекта «Композиция из природного материала».
Тема 5. Национальный орнамент (4ч.)
Теория:Понятие об традиционных видах орнамента. Композиции с геометрическими, растительными орнаментами. Традиционные
орнаментальные композиций, используемые в украшении одежды, сумок, головных уборов и других изделий.
Практика: Зарисовка видов орнамента. Подбор по цвету. Просмотр альбома с орнаментами. Разработка эскиза по одному виду орнамента.
Тема 6. Итоговое занятие (2ч.)
Теория: Обсуждение итогового занятия, анализ работ учащихся. Закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися.
Практика: Демонстрация творческих проектов учащихся.
II. Береста
Тема 1. Свойства, характеристики, применение бересты (4ч.)
Теория: Береста в изделиях мастеров народных художественных промыслов. Технологические разновидности работ с берестой. Требования
к изделиям из бересты.
Практика: Изготовление растительных элементов из бересты (цветы, листья).
Темы 2. Инструменты при работе с берестой (2ч.)
Теория: Подбор инструментов и принадлежностей. Правила работы инструментом.
Практика: Заполнение таблиц по видам инструмента и его назначению; тренировочные упражнения по отработке приемов работы с
инструментом.
Темы 3. Изготовление простейших изделии из бересты (16ч.)
Теория:Подборка бересты разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем.
Практика: Творческая работа на произвольную тему с элементами фантазии. Плетение, аппликация, бусы. Оформление изделия.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Темы 1. Виды кожи (2ч.)
Теория: Натуральная кожа. Виды кож по назначению. Виды кож по типу используемого сырья.
Практика: Работа с текстами; сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож.
Темы 2. Подбор и подготовка кожи (4ч.)
Теория: Как подготовить кожу для поделок. Подбор инструментов и принадлежность.
Практика:Техника обработки кожи на свече, на электроплите или сковороде.
Тема 3. Сувенирная работа из кожи (20ч.)
Теория: Разработка эскиза. Подбор кожи.
Практика: Изготовление сувениров из кожи. Выполнение простого цветка. Брелок для ключа. Выполнение панно «Вальс цветов», «Морское
дно».
IV. Бисер
Тема 1. Бисер и его применение (2ч.)
Теория: Исторические сведения о бисере. Виды бисера. Применение бисера в прикладном искусстве. Инструменты и приспособления при
работе с бисером.
Практика: Подбор бисера по цветовой гамме.
Тема 2. Национальная вышивка бисером (6ч.)
Теория: Материалы и приспособления, используемые в вышивке (бисер, нитки и игла). Особенности цветовых сочетаний, техники и
орнамента.
Практика: Зарисовка узоров вышивки в эвенкийском, бурятском, русском стиле.Вышивка на тканных материалах, кожи, ровдуги.
Тема 3. Тайна эвенкийского узора (10ч.)
Теория: Основные орнаментальные мотивы в традиционных эвенкийских изделиях.
Практика: Вышивание подвески «Солнышко»
Тема 4. Сувенирная работа с вышивкой бисером (20ч.)
Теория: Технология изготовления сувенирных изделий (кошельки, нагрудные украшения, панно) на основе варьирования традиционных
орнаментов различных техник вышивания с учетом местного народного промысла.
Практика: Разработка эскиза. Подбор узора, орнамента, бисера по цветовой гамме. Самостоятельная работа
V. Мех
Тема 1. Мех, вид, сортность. Сочетание по цвету, фактуре разных мехов (2ч.)
Теория: Первичная обработка меха, кожи, подготовка к работе. Искусство художественной обработки меха. Подбор меха по цвету,
классификация меха (с длинным, коротким ворсом; с толстой, тонкой мездрой). Топография шкуры.
Практика: Правила технике безопасности в работе с ножом-резаком, ножницами. Раскрой меха для работы. Подбор меха по ворсу.
Выполнение меховой аппликации.
Тема 2. Основы создания эскиза композиции из меха (4ч.)
Теория: Жанр, композиция.
Практика: Принцип выполнения композиции на бумаге и перенос рисунка на ткань. Разработка эскиза и изготовление панно из меха «Друг
ты мой олень»
Тема 3. Технология изготовления меховых сувениров (20ч.)
Теория:Принцип построения и технология выполнения меховой композиции. Разработка орнаментальных композиций и форм, связанных с
национальными особенностями. Единство композиционного и цветового решения. Создание художественного образа.
Практика:Выполнение технологического рисунка. Изготовление шаблонов, деталей, элементов рисунка. Техника перевода эскиза на ткань.
Увеличение и уменьшение масштаба рисунка.Разработка эскизов, шаблонов. Подбор материала. Самостоятельная работа. Выкройка деталей,
соединение деталей.
VI. Лоскутное шитье
Тема 1. Основы лоскутного шитья (2ч.)
Теория:Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры,
ленты, кружева, тюль и т.д.
Практика:Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, подбор по цвету, фактуре и рисунку)
Тема 2. Технология соединения деталей с подкладкой (4ч.)
Теория:Инструменты, приспособление, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.
Практика:Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник). Изготовление декоративной
салфетки в технике лоскутной пластики.
Тема 3. Шитье прихваток разных форм (8ч.)
Теория:Технологические приемы выполнения аппликации из различных материалов. Особенности обработки края рисунка. правила
сочетания аппликации с вышивкой.
Практика:Составление эскиза, раскрой и перевод рисунка.Особенности окончательной отделки изделии из разных тканей.
Тема 4. Панно «На лугу» (8ч.)
Теория:Построение чертежа или рисунка панно в альбоме. Экономическая раскладка на ткани.
Практика:Выполнение эскиза.Изготовление лекал.Оформление изделия.
Содержание учебного плана
II года обучения
Тема. Вводное занятие (1ч.)
Теория:Введение в дисциплину. Ознакомление с техникой безопасности.
Практика:Запись данных об учащихся.
1. Материаловедение
Тема 1. Традиционные виды ремѐсел народов Сибири и Дальнего Востока (2ч.)
Теория:Виды ремѐсел. Краткая характеристика ремѐсел.
Практика:Просмотр книг, дисков, фотоальбомов, образцов изделий.
Тема 2. Понятие об эвенкийском колорите (3ч.)
Теория:Принципы комбинирования цветов. Основные цвета, используемые в эвенкийской вышивке.
Практика:Составление узоров с сочетанием цветов.
Тема 3. Декоративные швы (6ч.)
Теория:Простые виды декоративных швов и ручные швы. Сложные виды декоративных и ручных рабочих швов. Повторение основ
орнаментальной композиции: понятие о композиции; основные виды орнаментов; цветовое сочетание в орнаменте из меха и бисера.
Практика:Вышивка нитками по ткани
Тема 4. История и виды северных орнаментов (6ч.)
Теория:История и значение символики Северных орнаментов.
Практика:Разработка орнаментальных композиций в элементах одежды. Последовательное выполнение композиции на бумаге и перенос
рисунка на ткань, и выполнение образцов изделий.
II. Береста
Тема 1. Способы, время заготовок бересты и хранение (6ч.)
Теория:Технология заготовки бересты
Практика:Заготовка бересты. Подготовка к хранению: сворачивание в рулоны, укладывание под пресс.
Тема 2. Аппликация из бересты. Создание композиции, рисунков, узоров (15ч.)
Теория:Беседа о красоте, своеобразии, неповторимости созданного природой рисунка, цвета.
Практика:Подборка бересты, разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем.
Изготовление аппликации «Осенний букет». Анализ выполненных работ
Тема 3. Плетение простых изделий из бересты. Подбор материала, заготовка лент (15ч.)
Теория: Подбор бересты для изделия. Лицевая, изнаночная стороны бересты. Учѐт направления волокон (чечевичек).
Практика:Подготовка лычек. Шахматная первооснова любого плетѐного изделия - полотно. Оформление края: загиб по прямой и
диагонали.Приѐмы снятия бересты лентами, листами.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Тема 1. Декоративная обработка кожи (6ч.)
Теория:Подбор инструментов.Подготовка старой кожи для поделок.
Практика:Соединение кожи ручными швами. Горячее тонирование, украшение способом выжигания различных форм.
Тема 2. Плетение. Виды плетения (12ч.)
Теория:Знакомство с техникой плетения. Виды плетения. Материалы для различных видов плетения. Применение элементов плетения в
костюмах разных народностей.
Практика:Графическое изображение видов плетения ремешков; тренировочное упражнение и изготовление образцов. Плетение плотное.
Плетение «шахматка», «такси». Плетение объемное. Плетение из 3-4-5 полос. Плетение круговое. Плетение «фенечки»
Тема 3. Технология изготовления аксессуаров из кожи (15ч.)
Теория:Виды аксессуаров и их назначение. Технология изготовления аксессуаров.
Практика:Творческое оформление эскизов и рисунков; Изготовление аксессуаров по индивидуальным эскизам. Творческое представление
работ. Кошелечек на шею, косметички-сумочки, блокнот, брелок для ключей, ручки и закладки для книг.
Тема 4. Обработки кожи в технике «жмурка»; «Брошь»; «Брелок для ключа» (15ч.)
Теория:Применение «жмурки» в изделиях из кожи. Способы выполнения приѐма «жмурка». Технология выполнения «жмурки».
Практика:Подбор материалов. Изготовление шаблонов. Выполнение «жмурки» на стекле с помощью пинцета.
Тема 5. Аппликация из кожи и меха (21ч.)
Теория:Виды аппликации из кожи. Накладная аппликация. Вырезная аппликация. Сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим
декором. Стилизованный растительный орнамент.
Практика:Выполнение эскизов и рисунков; разработка эскизов небольших работ с использованием аппликации; изготовление аксессуаров с
использованием аппликации. Выполнение работы: сумочки, брелоки, заколки для волос.
IV. Бисер
Тема 1. Приемы вышивки бисером (15ч.)
Теория:Исторические сведения о бисере. Виды бисера. Применение бисера в прикладном искусстве. Инструменты и приспособления при
работе с бисером.
Практика:Подбор бисера по цветовой гамме. Вышивание простых узоров и орнаментов.
Тема 2. Технология плетения бисером на проволоке (18ч.)
Теория: Технология изготовления изделий на проволочной основе. Порядок выполнения работы. Цветовое сочетание.
Практика:Изготовление цветов из бисера. Изготовление анималистических украшений из бисера
Тема 3. Техника низания бисером (18ч.)
Теория:Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Виды цепочек из бисера.
Практика:Технология плетения цепочек на одной игле, двумя иглами. Освоение техники плетения одной иглой.
Изготовление простой цепочки, цепочки с бугорками. Низание простой плотной многорядной цепочки.
Тема 4. Национальная вышивка бисером (21ч.)
Теория: Виды композиционного расположения вышивки. Орнаментальные мотивы вышивки у народов Севера.
Практика:Зарисовка узоров вышивки. Вышивка нитками по ткани.
V. Мех
Тема 1. Подбор и подготовка меха (9ч.)
Теория:Искусство художественной обработки меха.
Практика:Подбор меха по цвету, классификация меха (с длинным, коротким мехом; с толстой, тонкой мездрой). Правила техники
безопасности в работе с ножом- резаком, ножницами. Раскрой
Тема 2. Изделия из меха и кожи (9ч.)
Теория:Понятия о сочетаемости материалов. Изделия, выполненные на основе подборе меха одного цвета. Меха контрастных тонов.
Сочетаемость кожи и меха.
Практика:Назначение отделочных материалов (кожа, сукно, бисер), их сочетаемость между собой и основным материалом (мехом).
Выполнение швов на мехе. Демонстрация изделий, показ фотографий, альбомов. Зарисовка образцов национальных изделий из меха и кожи
с художественной отделкой. Изготовление сувениров из меха и кожи.
Тема 3. Аппликация из меха и кожи «Одѐ»(18ч.)
Теория:Сочетаемость кожи и меха. Понятия о сочетаемости материалов.
Практика:Составление эскиза, шаблона аппликации «Оде». Раскрой меховых деталей и сборка. Декоративное украшение аппликации.
Тема 4. Художественный прием – меховая мозаика (18ч.)
Теория:Выбор изделия для выполнения. Обсуждение цветовой гаммы, масштаб
Практика:Разработка эскиза. Перевод рисунка, эскиза. Выполнение творческого проекта. Оформление готового изделия.
Содержание учебного плана
III года обучения
Тема. Вводное занятие (1ч.)
Теория:Введение в дисциплину. Ознакомление с техникой безопасности.
Практика:Запись данных об учащихся.
1. Материаловедение
Тема 1. Орнамент как источник истории духовной культуры народов Севера(2ч.)
Теория:Сравнительные названия орнамента. Известные эвенкийские орнаменты.
Практика:Зарисовка орнаментов и подпись их названий.
Тема 2. Цветовые сочетания (3ч.)
Теория:Семь цветов радуги. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составных цвета (оранжевый, фиолетовый, зеленый).
Ахроматические (не цветные) цвета (белый, черный, серый).
Практика:Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Сочетания цветов.
Тема 3. Повторение о технике безопасности (3ч.)
Теория:Инструктаж. Правила и меры безопасности при пожаре, стихийных бедствиях, при работе с различными инструментами, правила
поведения в учебных мастерских.
Практика:Запись в тетради.
II. Береста
Тема 1. Роспись по бересте (6ч.)
Теория:Беседа: «История росписи по бересте». Гуашь, кисти. Техника и приѐмы росписи.
Практика:Демонстрация образцов, иллюстраций, фотографий. Изготовление рожка из бересты. Декоративная отделка рожка – роспись.
Тема 2. Подготовка бересты к работе (6ч.)
Теория:Приѐмы заготовки бересты. Способы хранения. Беседа о бережном отношении к природе.Значение берѐз, их красота. Бережное
отношение к природе.
Практика:Поход в ближайший лес с целью показать способы заготовки бересты. Приѐмы снятия бересты лентами, листами. Подготовка к
хранению: сворачивание в рулоны, укладывание под пресс. Очистить пласт бересты, расслоить.
Тема 3. Аппликация из бересты (15ч.)
Теория:Беседа о красоте, своеобразии, неповторимости созданного природой рисунка, цвета.
Практика:Подборка бересты, разной по цвету и фактуре. Подготовка деталей с использованием шаблонов. Работа с клеем. Изготовление
аппликации «Осенний букет». Изготовление цветов из бересты.
III. Чудо кожа – вторая жизнь
Тема 1. Аксессуары из кожи (12ч.)
Теория:Технология выполнения аксессуаров из кожи по индивидуальным эскизам.
Практика:Изготовление образцов. Изготовление выкроек и трафаретов. «Браслет», «Брошь».
Тема 2. Заколка для волос (9ч.)
Теория:Изготовление выкроек и трафаретов.
Практика:Разработка эскиза, подбор материала, самостоятельная работа
Тема 3. Лоскутная мозаика из кожи (15ч.)
Теория:Знакомство с лоскутной мозаикой. Технология выполнения мозаики из различных видов кожи.
Практика:Изготовление эскиза. Выполнение мозаики по замыслу. «Мозаичный узор», «Красивая открытка из кожи».
Тема 4. Сувенирная работа (27ч.)
Теория: Технология изготовления сувенирных изделий с использованием мозаики, аппликации, декоративных швов.
Практика:Подготовка эскизов, шаблонов.Самостоятельная работа по изготовлению сувениров из кожи.
IV. Бисер
Тема 1. Бисерное ткачество (18ч.)
Теория:Правила техники безопасности.Просмотр литературы о ткачестве бисером. Цветовые сочетания.
Практика:Плетение простых и сложных орнаментов на станке.
Тема 2. Панно из бисера «Северный олень» (21ч.)
Теория:Подбор рисунка. Подбор бисера по цвету. Цветовое сочетание.
Практика:Разработка шаблона. Практическая работа.
Тема 3. Плетение бисером на станке эвенкийского украшения «Дэрбэки»(27ч.)
Теория: Разработка эскиза. Подбор бисера по цветовой гамме. Назначение украшения.
Практика:Зарисовка орнамента в тетради. Плетение на станке.
Тема 4. Сувенирная работа с вышивкой (21ч.)
Теория:Технология изготовления сувенирных изделий на основе варьирования орнаментов и различных техник вышивания.
Практика:Раскрой изделия, перевод рисунка на ткань. Оформление изделия (пришивание подкладки, шнурка, кисточек, узора).
V. Мех
Тема 1. Традиционный эвенкийский кумалан(18ч.)
Теория:Понятие о композиции, основные виды орнамента, цветовое сочетание
Практика: Разработка эскиза, нарезание меха, соединение деталей, опушение.
Тема 2. Меховая мозаика (21ч.)
Теория:Выбор изделия для выполнения. Обсуждение цветовой гаммы, масштаб.
Практика:Разработка эскиза, выполнение трафарета, оформление готового изделия.
Тема 3. Сувенирная работа (24ч.)
Теория: Принцип построения и технология выполнения меховой композиции.Отделочные работы для изготовления сувенирных изделий.
Практика:Разработка орнаментальных композиций и форм, связанных с национальными особенностями.Составление эскиза; подбор
материала, выполнение сувенирных изделий с использованием декорирования элементами эвенкийского орнамента (шкатулки, сумочки).
V. Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства.
Материально-техническое обеспечение:
Швейные машинки, гладильная доска, утюг, оверлог, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, телевизор,
видеомагнитофон, станок для плетения из бисера
Инструменты для занятий в кружке:
Ножницы, иглы разного размера, иглы бисерные, для кожи, нож перочинный, нож-резак, шило, наперстки, линейка, кисти.
Материалы для занятий в кружке:
Лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона, а также картон, бумага, проволока, бисер, стеклярус, бусы, бусины,
пайетки, стразы, нитки швейные, цветные карандаши, клей ПВА, клей «Момент», береста. Для занятий дети должны иметь альбом для
чертежей выкроек, для зарисовки и разработки новых моделей, тетрадь для записей технологической последовательности изготовления
игрушек.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных
переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим
собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу.
Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня
самооценки ребенка.
Список литературы для педагога
1. Традиционные промыслы и ремѐсла народов России: Учебное пособие. – СПб «Дрофа», Санкт- Петербург, 2004.
2. Традиционные промыслы эвенков Бурятии: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство «Тайны Бурятии», 2005.
3. Т.Б. Митлянская Сельскому учителю о художественных народных ремѐслах Сибири и Дальнего Востока. – М: Просвещение, 1983.
4. М.Бобита Рукоделие (Умелые руки) Харьков «Фолио», «Единорог» 1997.
5. Е.Н. Казанкина. Бижутерия и фенечки из кожи. –М.: Издательский Дом МСП, 2006
6. И. Луковски. Изделия из кожи
7. М. Ляукина. Бисер (Основы художественного ремесла). М:Аст-пресс,2000.
8. Т.М. Митлянская. Радуга красок сонкана – Красноярск: Сибирские промыслы. 2005.
9. Сувениры из кожи. БАО- ПРЕСС Москва. 2006.
10. Т.М. Сафьянникова. Орнаменты и украшения эвенков. Издательский дом «Сибирские промыслы», 2007
11. Ж.Ц.Старцуева. Бисерное украшение на уроках технологии. Учебно-тематическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2007
12. В.Д. Бабуева. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан- Удэ, 2004
13. В.В.Финягин, Изделия из бересты.АСТ"Астрель", М., 2003 г.
14. Т. Локрина. «Композиции с берестой»,- М.: Изд. Дом «Ниола 21-й век», 2005г. – («Школа флористики»).
15. Ж.Ц. Старцуева, С.Ц. Банзаракцаева «Методические основы обучения школьников рукоделиям бурятских мастериц» Улан-Удэ «Бэлиг»
2012г.
16. Л.Д. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство». М.: «Просвещение» 1984г.
Список литературы для детей
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г, 182с.
2. Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам» - М., 1998г, 318с.
3. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г, 204с.
4. Еременко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г, 305с.
5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» - М., 1990 г, 176с.
6. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г, 198с.
7. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М., 1990 г, 217с.
8. Ращупкина С.Ю. «Лоскутноешитье и аппликация». АСТ-Пресс,2011г, 179с.
9. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. «Что можно сделать из природного материала». М.: «Просвещение», 1991г.
10. Г. Федотов. «Лесная пластика». Основы художественного ремесла. М.: «Аст-пресс» 2000г.