Образовательная программа Анивун

Муниципальное учреждение «Курумканское районное Управление образования»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Эвенкийский центр развития творчества «Давдын»
«Согласовано»
Руководитель МО
____________/________/

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ДО
«ЭЦРТ «Давдын»
СтепановаЕ.С./________/

ФИО

Протокол №___ от
«___» _______________20___г.

ФИО

Приказ №___от
«___» _____________20___г.
М.п.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Анивун» (Подарок)
Возраст учащихся: 5-17 лет
Срок реализации: 3 год
Автор-составитель:
Раднаева Марина Батуевна,
педагог дополнительного образования,
I квалификационная категория
Улюнхан
2022

Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-учебный график
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы
6. Литература

Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный мир и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции
в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. В связи с быстрым ростом объема знаний,
увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательно - преобразующей,
предметно - практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ
декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного
творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.
Нормативно-правовые документы Правительства РФ и МО и Н РФ
1. Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
2. Конституция РФ. Основной закон Российского государства (12.12.1993г.)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
4. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020г.»
5. Федеральный закон о дополнительном образовании (от 12.07.2001г.)
6. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014г. №1726-р)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008.№1662-р)
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)
10. Федеральная целевая программа «Дети России»
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014г. №276 г.Москва «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 мая 2014г. Регистрационный №32408
Нормативно-правовые документы Правительства РБ и МОиН РБ
1.
Закон РБ от 13 декабря 2013г. №240-v «Об образовании в Республике Бурятия»
2.
Государственная программа Республики Бурятия «Развитие образования, науки и молодежной политики», утвержденная
Постановлением Правительства РБ от 06.02.2013г. №49
3.
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09.04.2013г. №693 об утверждении Стандарта предоставления
государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детям в республиканских учреждениях дополнительного
образования детей».
Направленность дополнительной образовательной программы:
художественно – эстетическая
Данная образовательная программа направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка,
социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.
Занятия по программе направлены на развитие у детей активности творческого мышления и воображения, координации движения рук,
знание характеристик материала, с которым работают, грамотное построение композиции, использование инструментов, развития
трудолюбия и усидчивости, дети учатся проявлять самостоятельность, инициативу. У них воспитывается интерес к произведениям
искусства, постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведения. Дети не просто знакомятся с явлениями жизни
– они получают представления о прекрасном, гармоничном, т.е. учатся эстетически познавать жизнь. Взяв в руки иголку, бисер, и сделав
первую поделку, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи. Программа развивает личностные
качества и психические процессы у учащихся. Так, например, тонкая работа с мелким материалом тренирует рецепторы нервных
окончаний пальцев рук, что активизирует работу центров головного мозга, отвечающих за мышление и речь.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Новизна программы заключается в том, что в ней применяется современная образовательная технология – технология сотрудничества.
Технология предполагает такую организацию деятельности детей и педагога, при которой все члены объединения участвуют в
планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и
самосовершенствованию.
Актуальность

Обучающийся объединения – это личность, способная эмоционально и эстетически воспринимать мир, народное и профессиональное
художественное искусство. Детское творчество реализуется в умении создавать декоративные тематические композиции, применять
необходимые знания и навыки, полученные в результате обучения в объединении. Опыт работы с детским коллективом показывает, что
данная программа поможет ребѐнку найти себя в области рукоделия, создаст условия развития личности и раскроет еѐ творческий
потенциал. Познание истоков возникновения декоративно-прикладного искусства, культуры своего народа приводит к пониманию
духовных корней, эмоционально-нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует
формированию у ребѐнка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация способствует формированию и развитию
творческого мышления ребят, прививает положительное отношение к декоративному искусству, способствует привитию навыков
профессиональной деятельности, а также тем, что занятия декоративным искусством расширяют кругозор ребенка, улучшают развитие и
эмоциональное состояние детей; развивают творческие способности, неординарное мышление, моторику рук, художественный вкус и
способствуют формированию интереса к занятиям, формирует важные навыки, умение их применять самостоятельно на практике.
Программа направлена на активизацию творческой деятельности каждого учащегося, на формирование избирательного интереса к
определенной области познания, уверенности учащихся в собственном творческом потенциале.
Цель программы: Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения
к народному искусству, в том числе и национальной культуре эвенков, в процессе работы с бисером, мехом кожей.
Задачи программы:
Обучающие:
 Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства;
 Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в
работе;
 Обучить технологиям разных видов рукоделия;
 Формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ;
Воспитательные:
 Создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
 Воспитывать настойчивость в преодолении трудности, достижения поставленных задач;
 Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
 Воспитание уважительного отношения к культуре и творческому наследию предков;
Развивающие:
 Создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
 Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
 Развивать умение анализировать, запоминать, оценивать и т.д.;

 Развивать моторику рук, глазомер;
Валеологическая:
 Создание ситуации успеха;
Отличительные особенности
Данная программа отличается от уже существующих программ по декоративно-прикладному творчеству тем, что некоторые
методики изготовления изделий разработаны лично автором программы.
Данная программа отличается своей доступностью освоения для каждого ребенка;
Изучение народного творчества, позволяет расширить общий кругозор ребенка, повысить мотивацию к творческому поиску и
познаниям.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 5-17 лет
Сроки реализации программы
На обучение принимаются дети младшего школьного возраста.
Данная программа предусматривает 3-годичный курс обучения.
1 – й год обучения – 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут;
2 и 3 –й годы обучения – по 216 часов , 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут;
В первый год обучения знакомятся дети с историей, с технологией подготовки, пошива, украшения и отделки.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй и третий годы обучения знакомятся с более
сложными технологиями, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами,
знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так же развитию художественного вкуса, наблюдательности,
внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: исследовательская работа, выставка, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, посиделки,
презентация, творческая мастерская, ярмарка.
Формы организации занятии:
 Коллективная (используется на всех занятиях);
 Групповая (используется на практических занятиях);
 Индивидуальная (отработка умений и навыков);
 Фронтальная (объяснение темы);
В программе используются следующие приѐмы и методы учебно-воспитательного процесса:
 объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций,
изделий народных мастеров.)
 репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, выполнение практических заданий.)

 изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах
деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
К концу первого года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:

Об истоках народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

О правилах безопасной работы и личной гигиены с разными материалами и инструментами;

Об области применения и назначение материалов и инструментов.

О внешнем виде, обозначения и технику выполнения основных швов.

О способах обработки материалов.

О способах оформления поделок.

О последовательности технологических операций при изготовлении несложных изделий
К концу первого года обучения, обучающиеся должны овладеть:

Инструментами и приспособлениями для обработки различных материалов, применяя технику безопасности;

Подбором нужных материалов;

Технологией раскроя деталей, правильно их резать, клеить;

экономном расходовании материалов;

технологическими операциями;

технологией последовательности изготовления несложных игрушек;

умением подбирать по цвету бисер, ткань, нитки;
К концу второго года обучения обучающиеся иметь понятия:

О названиях и назначениях материалов, инструментов, приспособлений.

О приѐмах раскроя по выкройкам-лекалам

О последовательности технологических операций при изготовлении изделий.

О требованиях, предъявляемых к качеству готового изделия;
К концу второго года обучения, обучающиеся должны овладеть:

Организацией рабочего места в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы
самостоятельно.

Инструментами и приспособлениями, строго соблюдая правила безопасности труда.



Различать по характерным особенностям изделия разных видов декоративно-прикладного искусства, предусмотренных
программой.

Соблюдать технологический процесс и приемы изготовления изделий.

Самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на инструкционную карту.

Осуществлять контроль результатов практической работы, анализировать свои работы и работы друзей.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны иметь понятия:
 О направлениях и традициях декоративно-прикладного искусства;
 Об основных приѐмах плетения и вышивки бисером;
 о смысловых значениях орнаментов;
 О технологии бисерного ткачества;
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны овладеть:
 технологической картой;
 Переводить рисунок на ткань, кожу, мех…;
 Раскраивать детали, правильно их резать, клеить;
 Подобрать по цвету бисер, ткань, нитки, сметывать и склеивать, сшивать детали изделий;
 Усвоить технику вышивания, ткачество бисером;
 Распределять расход ткани, место расположения декоративного оформления;
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
 1.Начальный контроль (сентябрь).
 2.Текущий контроль (в течение всего учебного года).
 3.Промежуточный контроль (январь).
 4.Итоговый контроль (май).
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающий качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического
собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения по программе.

Форма подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, массовые
мероприятия, мастер-классы. Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот,
дипломов.
Хорошими показателями эффективной реализации программы также являются достойный уровень общего развития ребенка,
положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие
произведение искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений
II. Учебный план
I год обучения
№

Разделы

Всего часов

теория

Вводное занятие

2

2

1.

Материаловедение

8

3

5

2.

Бумагопластика

16

5

11

3.

Работа с природным материалом

16

5

11

4.

Бисероплетение

56

8

48

5.

Моделирование и конструирование

32

8

24

130

31

99

Итого:

практика

II год обучения
№

Разделы

Всего часов

теория

практика

1.

Материаловедение

21

9

12

2.

Бумагопластика

18

3

15

3.

Работа с природным материалом

12

2

10

4.

Бисероплетение

39

6

33

5.

Фелтинг

27

6

21

6.

Мех и кожа

57

11

46

7.

Моделирование и конструирование

42

9

33

216

46

170

Итого:

III год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.

Разделы
Материаловедение
Бисероплетение
Фелтинг
Мех и кожа
Моделирование и конструирование

Всего часов

теория

практика

15
54
39
51
57

6
10
6
10
15

9
44
33
41
42

Итого:

216

47

169

III. Календарно-учебный график
I год обучения
№
занятия
1-2

№
п/п

13-16

I
1
2
3
4
5.
II
1

17-22

2

23-26

3

27-32

4

33-36
37-38

5.
III
1

39-44

2

3-4
5-6
7-8
9-11
12

Название темы, раздела
Вводное занятие
Материаловедение
Виды рукоделия
0сновы материаловедения
Цветоведение
Композиция
Итоговое занятие
Бумагопластика
Свойства бумаги и картона. Виды
бумаги. Изготовление закладки
Аппликация из бумаги, картона
Изготовление изделия в технике
торцевания
Изготовление панно на свободную
тему
Фантиковая фантазия «бабочка»
Работа с природным материалом
Экскурсия в лес «Прекрасное вокруг
нас».
Технология
изготовления
аппликаций из целых растительных
форм

Всего
часов
2
8
1
2
1
3
1
16
1

В том числе
Теория Практика
1
1
3
5
1
1
1
1
3
1
5
11
1
-

3

1

2

4

1

3

4

1

3

4
16
1

1
5
-

3
11
1

5

2

3

Форма
контроля

Дата
план
Факт.

Примечание

45-50

3

51-54

4

55-56
57-68
69-80
81-92
93-104
105-112

IV
1.
2.

3.
4.
5.
V.

113-118
119-124
125-132
133-136
137-144

Осенние фантазии из природного
материала
Создание композиций из засушенных
листьев «бабочка», «солнышко»
Бисероплетение
Бисер и его применение
Волшебство бисероплетения
Технология плетения бисером в
технике «мозаика».
Ажурное плетение
Сувениры из бисера
Проектная работа «Бисерное дерево»
Моделирование и конструирование
Изготовление сувениров из ткани
Изготовление искусственных цветов
Мягконабивные игрушки
Шьѐм и вяжем на куклу
Фетровая фантазия
Итого:

6

2

4

4

1

3

56
1
11
12

8
1
1
2

48
10
10

12
12
8
32
6
6
8
4
8
130

2
2
8
1
2
2
1
2
31

10
10
8
24
5
4
6
3
6
99

II год обучения
№
занятия
1-3
4-6
7-12
13-21

№
п/п
I.
1
2
3
4
II

Название темы, раздела
Материаловедение
Вводное занятие
Традиционные виды ремѐсел народов
Сибири и Дальнего Востока
Художественные виды материалов
Понятие об орнаменте
Бумагопластика

Всего
часов
21
3
3
6
9
18

В том числе
Теория Практика
9
12
2
1
2
1
2
3
3

4
6
15

Форма
контроля

Дата
план
Факт.

Примечание

22-27

1

28-33

2

34-39

3

40-45

III
1

46-51
52-63
64-81
82-90

2
IV
1.

91-93

2.
3.
V.
1.

94-99
100-108
109-117

2.
3.
4.

118-120
121-123

VI
1.
2.

124-135

3.

136-147
148-162

4.
5.

163-174

6.
VII

Технология изготовления изделий из
бумаги методом плетения
Технология изготовления открыток
своими руками
Технология изготовления цветов в
технике «гофротрубочки
Работа с природным материалом
Аппликации из модифицированных
изделий
Мозаика из природного материала
Бисероплетение
Вышивание
бисером
подвесок
«Солнышко»
Плетение бисером на станке
Бисерные украшения и аксессуары
Фелтинг
История валяния шерсти
Сухое валяние
Мокрое валяние
Изготовление бижутерии из валяной
шерсти
Мех и кожа
Мех и его применение
Основы создания эскиза композиций
из меха
Изготовление
шкатулки
для
рукоделия
Аппликация из меха и кожи
Изготовление изделий в технике
мозаики
Изделия из кожи
Моделирование и конструирование

6

1

5

6

1

5

6

1

5

12
6

2
1

10
5

6
39
12

1
6
2

5
33
10

18
9
27
3

3
1
6
3

15
8
21
-

6
9
9

1
1
1

5
8
8

57
3
3

11
1
1

46
2
2

12

2

10

12
15

2
3

10
12

12
42

2
9

10
33

175-183
184-189
190-201
202-216

1.
2.
3.
4.

Кукла – северяночка
Подарок на восьмое марта
Нагрудные украшения
Изготовление сувенирных изделий с
вышивкой
Итого:

9
6
12
15

2
2
2
3

7
4
10
12

216

46

170

III год обучения
№
занятия
1-3
4-12
13-15
16-27
28-39
40-51
52-63
64-69

№
п/п
I.
1
2
3
II
1.
2.
3.

70-81

4.
5.
III.
1.

82-93

2.

94-105

3.

106-108

4.
IV

Название темы, раздела
Материаловедение
Вводное занятие
Народное
творчество
и
художественные промыслы
Материаловедение
Бисероплетение
Национальная вышивка
Браслеты из бисера
Изготовление сувенирных изделий с
вышивкой из бисера
Бисерное ткачество
Выполнение творческого проекта
Фелтинг
Декорирование из валяной шерсти
Изготовление цветов из валяной
шерсти
Изготовление сувениров из валяной
шерсти
Выполнение творческого проекта
Мех и кожа

Всего
часов
15
3
9

В том числе
Теория Практика
6
9
2
1
2
7

3
54
12
12
12

2
10
2
2
2

1
44
10
10
10

12
6
39
12

2
2
6
2

10
4
33
10

12

2

10

12

2

10

3
51

10

3
41

Форма
контроля

Дата
план
Факт.

Примечание

109-117

1.

118-135
136-147

2.
3.

148-159
160-174

4.
V
1.

175-186
187-204
205-216

2.
3.
4.

Основы создания эскиза композиций
из меха, кожи, бисера
Сувениры из кож
Выполнение изделий на основе
составленных эскизов
Выполнение творческого проекта
Моделирование и конструирование
Техника
лоскутного
шитья
и
аппликация
Шитьѐ игрушек – подушек
Ковроткачество
Подготовка и защита творческих
проектов
Итого:

9

1

8

18
12

3
3

15
9

12
57
15

3
15
3

9
42
12

12
18
12

3
3
6

9
15
6

216

47

169

IV. Содержание учебного плана
I года обучения
Тема. Вводное занятие
Введение в дисциплину. Ознакомление с программным содержанием, еѐ целями, задачами. Инструктаж. Правила и меры безопасности при
пожаре, стихийных бедствиях, при работе с различными инструментами, правила поведения в учебных мастерских. Запись в тетради
Раздел I. Материаловедение
Тема 1. Виды рукоделия
Общее понятие. Декоративные изделия из ниток, ткани, кожи, меха бисера. Просмотр книг, альбомов, образцов изделий
Тема 2. Основы материаловедения
Краткие сведения об инструментах, приспособлениях, о материалах (драп, сукно, кожа, замша, тесьма, бисер, стеклярус). Просмотр книг,
альбомов о видах бисера, ткани.
Тема 3. Цветоведение
Свет и цвет – основные понятия. Цвета хроматические и ахроматические, тѐплые и холодные. Цветовая гармония – правила определения
гармоничных цветов Насыщенность цвета и его светлость. Зарисовка цветового круга
Тема 4. Композиция

Основное понятие и определение. Основы орнаментальной композиции, фигуры, полосы, треугольники, ромбы, круги, орнаментальной
розетки. Виды и типы композиции. Выполнение творческого проекта «Композиция из нитяной крошки».
Тема 5. Итоговое занятие
Тест
Раздел II. Бумагопластика
Тема 1. Свойства бумаги и картона. Виды бумаги.
Бумага, ее свойства и назначение. Сбор и оформление коллекции образцов бумаги: писчая, для рисования, оберточная; белая и цветная.
Изготовление закладки для книги с элементами аппликации.
Тема 2. Аппликация из бумаги и картона
Общее понятие аппликации, сюжета, эскиза. Техника выполнения различных способов аппликации. Изготовление аппликации «Цветочная
поляна». Лоскутная мозаика на бумаге. Разработка эскиза.
Тема 3. Изготовление изделия в технике торцевания.
Виды бумаги для торцевания. Разработка эскиза. Подбор по цветовому сочетанию. Изготовление аппликации «Пусть всегда будет
солнце».
Тема 4. Итоговое занятие. Изготовление панно на свободную тему
Разработка эскиза. Самостоятельная работа
Раздел III. Работа с природным материалом
Тема 1. Экскурсия в лес «Прекрасное вокруг нас»
Беседа «Лес - наше богатство». Сбор природного материала
Тема 2. Технология изготовления аппликаций из целых растительных форм
Композиция и приемы ее составления. техника выполнения аппликации из целых форм. Выполнение аппликации из целых форм растений.
Изготовление панно «Аквариум», «Осенний лес».
Тема 3. Осенние фантазии из природного материала
Разработка эскиза. Изготовление изделий из грецкого ореха «Золотая рыбка», «Черепашки»
Тема 4. Создание композиций из засушенных листьев «бабочка», «солнышко»
Разработка эскиза. Изготовление композиций из засушенных листьев «бабочка», «солнышко».
Раздел IV. Бисероплетение

Тема 1. Бисер и его применение
Исторические сведения о бисере. Виды бисера. Применение бисера в прикладном искусстве. Инструменты и приспособления при работе с
бисером. Подбор бисера по цветовой гамме.
Тема 2. Волшебство бисероплетения
Правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Технология плетения цепочек на одной игле, двумя
иглами. Освоение техники плетения одной иглой. Изготовление простой цепочки, цепочки с бугорками, «зигзаг», в «крестик»,
многорядной цепочки. Освоение технологии плетения двумя иглами. Способы соединения цепочек. Плетение броши «Стрекоза»,
«Бабочка», «Зайка», «Паучок».
Тема 3. Технология плетения бисером в технике «Мозаика»
Разработка композиции изделия. Изучение схемы технологии выполнения. Подбор бисера по цвету. Зарисовка эскиза, перенос эскиза на
основу. Выполнение объемного браслета «Хамелеон». Практическая работа.
Тема 4. Ажурное плетение.
Виды сетчатого плетения, техника выполнения. Основные приѐмы плетения. Правильный подбор бисера по гамме и цветосочетанию.
Оплетение предметов ажурной сеткой
Тема 5. Бисерные украшения.
Выбор сюжета, разработка эскизов. Подбор узора, орнамента, бисера по цветовой гамме. Оформление одежды бисером. Плетение заколок
для волос. Плетение комплекта украшений (браслета, колье, кольцо) Практическая работа
Тема 6.Сувениры из бисера.
Подбор игрушек. Разработка эскизов. Подбор бисера по цветовой гамме. Заготовка основы. Изготовление игрушек и его декоративное
украшение
Тема 7. Проектная работа «Бисерное дерево»
Технология изготовления изделия. Практическая работа
Раздел V. Моделирование и конструирование
Тема 1. Изготовление сувениров из ткани
Разработка эскизов, шаблонов. Подбор материала. Самостоятельная работа.
Тема 2. Изготовление искусственных цветов
Беседа о международном женском дне. Изготовление цветов из бумаги, из лент, из ткани
Тема 3. Мягконабивные игрушки
Выбор игрушки. Разработка шаблонов. Подбор материала. Выкройка деталей, соединение деталей, набивка.
Тема 5. Шьѐм и вяжем на куклу

Беседа об истории кукол. Орнаменты, используемые для украшения одежды для кукол. Разработка эскизов. Подбор материала, орнамента.
Раскрой деталей. Соединение деталей.
Тема 6. Фетровая фантазия
Что такое фетр? Разработка шаблонов, эскизов. Выкройка деталей, соединение деталей.
Содержание учебного плана
II год обучения
Раздел I. Материаловедение
Тема 1. Вводное занятие
Введение в дисциплину. Ознакомление с техникой безопасности. Запись данных об учащихся.
Тема 2. Традиционные виды ремесел народов Сибири и Дальнего Востока
Виды ремѐсел. Краткая характеристика ремѐсел. Просмотр книг, фотоальбомов, образцов изделий.
Тема 3. Художественные особенности материалов
Виды меха, кожи. Понятие ворса, густоты, длины. Просмотр альбома – каталога «меха и кожа». Определение вида меха, характеристика
свойств, область применения, названия на родном языке.
Тема 4. Понятие об орнаменте
Виды орнаментов. Сочетание цветов. Композиция орнаментов. Классификация бурятских орнаментов: геометрические, растительные,
анималистические, природные (явление природы). Группы эвенкийских орнаментов: геометрические, сетчатые, дугообразные,
волнообразные, розетки. Сравнительные названия орнаментов. Зарисовка орнаментов. Подбор по цветовой гамме. Разработка эскизов по
одному виду орнамента или в сочетании.
Раздел II. Бумагопластика
Тема 1. Технология изделий из бумаги методом плетения
Сведения о производстве бумаги. Свойства бумаги. Разметка с помощью линейки, циркуля. Изготовление плоских изделий с плетением
(закладки с косыми и прямыми надрезами, другие сувениры).
Тема 2. Технология изготовления открыток своими руками
Понятие об эскизе. Правила выполнения эскизов, обозначение мест нанесения клея и линий сгибов. Разработка эскизов. Практическая
работа.
Тема 3. Технология изготовления цветов в технике «гофротрубочки». Виды гофрированной бумаги и ее свойства. Разработка эскизов.
Панно на тему: «Цветы»

Раздел III. Работа с природным материалом
Тема 1. Аппликации из модифицированных изделии
Техника выполнения аппликации из модифицированных форм растений. Выполнение аппликации по теме: Герои любимых сказок»
Тема 2. Мозаика из природного материала
Материалы, используемые для мозаики (семена растений, крупы, листья, цветы, солома, чешуйки шишек, яичная скорлупа, ракушки).
Подготовка их к работе. Способы крепления материала к бумаге, ткани, стеклянной основе. Декорирование ваз, оформление шкатулок,
обложек для альбомов.
Раздел IV. Бисероплетение
Тема 1. Вышивание бисером подвесок «Солнышко»
Материалы и приспособления: бисер, иголки, нитки, ножницы, основа для вышивки. Цвета и сочетания цветов. Подбор основы, бисера;
разработка эскиза. Вышивка бисером по кругу.
Тема 2. Плетение бисером на станке.
Просмотр литературы о ткачестве бисером. Правила техники безопасности. Цветовые сочетания. Плетение простых и сложных орнаментов
на станке.
Тема 3. Бисерные украшения и аксессуары
Выбор сюжета, разработка эскизов. Подбор узора, орнамента, бисера по цветовой гамме. Комплект (кулон и браслет) Самостоятельная
практическая работа.
Раздел V. Фелтинг
Тема 1. История валяния шерсти
Что такое валяние. Материалы и инструменты. Растительные волокна. Синтетические волокна.
Тема 2. Сухое валяние
Технология сухого валяния. Степень готовности шерсти. Валяние шариков для бус.
Тема 3. Мокрое валяние
Технология мокрого валяния. Степень готовности шерсти. Валяние сувенирных валенок
Тема 4. Изготовление бижутерии из валяной шерсти
Технология валяния. Валяние брелока с листочком, бусы «Нежность», браслета, резинки для волос.

Раздел VI. Мех и кожа
Тема 1. Мех и его применение
Искусство художественной обработки меха. Подбор меха по цвету, классификация меха (с длинным, коротким мехом; с толстой, тонкой
мездрой). Правила техники безопасности в работе с ножом- резаком, ножницами. Раскрой меха для работы. Подбор меха по ворсу
Тема 2. Основы создания эскиза композиций из меха, бисера
Жанр, композиция, цветовая гармония. Выполнение композиции на бумаге и перенос рисунка на ткань.
Тема 3. Изготовление шкатулки для рукоделия – авсакан
Технология изготовления шкатулки для рукоделия. Материалы для изготовления. Выбор орнамента. 2ч
Разработка эскиза. Подбор основы, бисера для орнамента. Вышивка, изготовление каркаса, донышка, крышки, прокладки. Соединение
сшивание деталей.
Тема 4. Аппликация из меха и кожи.
История меховых и кожаных изделий. Виды меха, кожи, аппликации. Правильный раскрой, резка меха и кожи. Виды меха и кожи. Техника
выполнения различных способов аппликации. Подбор меха по цвету и длине. Резка, раскрой кожаных деталей к аппликации. Просмотр
разнообразных видов меха, кожи.
Тема 8. Изготовление изделий в технике мозаики
Понятие мозаики. Цветовые сочетания. Составление эскизов. Правила раскроя меха. Технология соединения лоскутков. Организация
рабочего места (подбор ниток, игл, меха). Подбор меха по ворсу и цветовой гамме. Практическая работа.
Тема 9. Изделия из кожи
Классификация кож. Цветовая гамма. Разработка эскизов, шаблонов, трафаретов. Выкройка, вышивание, украшение.
Раздел VII. Моделирование и конструирование
Тема 1. Кукла - северяночка
Беседа об истории кукол. Материалы для изготовления кукол. Орнаменты, используемые для украшения одежды. Разработка эскизов.
Подбор материала, орнамента. Раскрой деталей. Соединение деталей.
Тема 2. Подарок на 8 марта
Беседа о международном празднике. Самостоятельная работа учащихся.
Тема 3. Нагрудные украшения
Назначение украшений. Цветовые сочетания. Вышивание бисером, самостоятельный подбор нитей, бисера. Плетение и отделка изделия.

Тема 4. Изготовление сувенирных изделий с вышивкой
Технология изготовления сувенирных изделий на основе варьирования орнаментов и различных техник вышивания. Раскрой изделия,
перевод рисунка на ткань. Оформление изделия (пришивание подкладки, шнурка, кисточек, узора)
Содержание учебного плана
III год обучения
Раздел I. Материаловедение
Тема 1. Вводное занятие
Введение в дисциплину. Техника безопасности труда. Инструменты и приспособления для работы по художественной обработке меха,
кожи. Запись в тетради.
Тема 2. Народное творчество и художественные промыслы
Виды и жанры национального искусства (народные обычаи, обряды, традиции, прикладное искусство). Взаимосвязь различных видов
искусства. Подготовка и защита рефератов.
Тема 3. Материаловедение
Виды материалов, применяемые в декоративно - прикладном искусстве. Просмотр каталогов о мехе, бисере. Запись в тетради.
Раздел II. Бисероплетение
Тема 1. Национальная вышивка
Особенности цветовых сочетаний, техники и орнамента. Зарисовка и вышивка узоров в бурятском, эвенкийском стиле.
Тема 2. Браслеты из бисера
Назначение украшений. Цветовые сочетания. Подбор бисера по цветовой гамме. Самостоятельная практическая работа.
Тема 3. Изготовление сувенирных изделий с вышивкой из бисера
Технология выполнения сувениров путем низания, плетения, вышивания из бисера. Выполнение собственных эскизов. Изготовление
сувениров по собственным эскизам.
Тема 4. Бисерное ткачество
Просмотр литературы о ткачестве бисером. Правила техники безопасности. Цветовые сочетания. Плетение простых и сложных орнаментов
на станке.
Тема 5. Выполнение творческого проекта
Исследовательская работа. Подготовка и защита проектов.

Раздел III. Фелтинг
Тема 1. Декорирование из валяной шерсти
Материалы и инструменты для валяния. Этапы работы с шерстью. Валяние чехла для телефона, косметички
Тема 2. Изготовление цветов из валяной шерсти
Техника безопасности при валянии. Цветовые сочетания. Сухое валяние цветов с использованием трафарета.
Тема 3. Изготовление сувениров из валяной шерсти
Разработка эскизов. Подбор материала по цвету. Самостоятельная практическая работа.
Тема 4. Выполнение творческого проекта
Подготовка и защита проектов
Раздел IV. Мех и кожа
Тема 1. Основы создания эскиза композиций из меха, кожи, бисера
Разновидности мехов. Первичная и вторичная обработка меха. Раствор для обработки мехов. Словарная работа.
Тема 2. Сувениры из кожи
Способы использования кожи. Виды шкур К.Р.С. Разновидности оленьих шкур. Разработка эскизов. Изготовление сувениров.
Тема 3. Выполнение творческого проекта
Выбор проекта. Исследовательская работа. Подготовка и защита проекта.
Тема 4. Выполнение изделий на основе составленных эскизов
Технология выполнения сувениров с использованием мозаики, аппликации, декоративных швов. Выполнение собственных эскизов.
Изготовление сувениров по собственным эскизам.
Раздел V. Моделирование и конструирование
Тема 1. Техника лоскутного шитья и аппликация
Понятие «Пэчворк». Разработка эскизов техникой «пэчворк», шаблонов. Соединение деталей способом пришивания.
Тема 2. Изготовление игрушек – подушек
Подбор материалов для изготовления. Разработка эскиза. Выкройка деталей. Соединение деталей. Декорирование.
Тема 3. Ковроткачество
Подготовка рамы для тканья. Составление композиции в цвете. Перенос рисунка на ткань. Техника выполнения
Тема. Подготовка и защита творческих проектов

Исследовательская работа. Защита рефератов, проектов.
V. Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
Таблицы, схемы, плакаты, фотографии, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные
материалы, компьютерные программные средства.
Материально-техническое обеспечение:
Швейные машинки, гладильная доска, утюг, оверлог, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, телевизор,
видеомагнитофон, станок для плетения из бисера
Инструменты для занятий в кружке:
Ножницы, иглы разного размера, иглы бисерные, для кожи, нож перочинный, нож-резак, шило, наперстки, линейка, кисти.
Материалы для занятий в кружке:
Лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона, а также картон, бумага, проволока, бисер, стеклярус, бусы,
бусины, пайетки, стразы, нитки швейные, мулине, цветные карандаши, клей ПВА, клей «Момент»,
Для занятий дети должны иметь альбом для чертежей выкроек, для зарисовки и разработки новых моделей, тетрадь для записей
технологической последовательности изготовления игрушек.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия,
поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка,
радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и
сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее
эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному
самоопределению, повышению уровня самооценки
ребенка.

Список литературы для педагога
1. Традиционные промыслы и ремѐсла народов России: Учебное пособие. – СПб «Дрофа», Санкт- Петербург, 2004.
2. Традиционные промыслы эвенков Бурятии: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство «Тайны Бурятии», 2005.
3. Т.Б. Митлянская Сельскому учителю о художественных народных ремѐслах Сибири и Дальнего Востока. – М .: Просвещение, 1983.
4. М.Бобита Рукоделие (Умелые руки) Харьков «Фолио», «Единорог» 1997.
5. Е.Н. Казанкина. Бижутерия и фенечки из кожи. –М.: Издательский Дом МСП, 2006
6. И. Луковски. Изделия из кожи
7. М. Ляукина. Бисер (Основы художественного ремесла). М.:Аст-пресс,2000.
8. Т.М. Митлянская. Радуга красок сонкана – Красноярск: Сибирские промыслы. 2005.
9. Сувениры из кожи. БАО- ПРЕСС Москва. 2006.
10. Т.М. Сафьянникова. Орнаменты и украшения эвенков. Издательский дом «Сибирские промыслы», 2007
11. Ж.Ц.Старцуева. Бисерное украшение на уроках технологии. Учебно-тематическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2007
12. В.Д. Бабуева. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан- Удэ, 2004
Список литературы для детей
1. Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка»- М., 2007 г, 156с.
2. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г, 182с.
3. Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам» - М., 1998г, 318с.
4. Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г, 204с.
5. Еременко Т. И. «Иголка – волшебница» - М., 1987 г, 305с.
6. Зайцева И.Г. «Куклы и игрушки своими руками. Домашний круг. Рукоделие. Творчество. Мягкие игрушки». Издательский Дом МСП
,104с.
7. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» - М., 1990 г, 176с.
8. Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г, 198с.
9. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» - М., 1990 г, 217с.
10. Ращупкина С.Ю. «Лоскутное шитье и аппликация». АСТ-Пресс,2011г, 179с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».